Россия оказалась не готовой к исправительным работам. Активное применение этого вида наказания в последние годы приводит к тому, что руководители предприятий хватаются за головы и под любыми предлогами стараются не брать осужденных на работу. Одни придумывают причины, другие прямым текстом говорят, что человек либо не обладает нужными навыками, либо руководителя просто не устраивает его внешний вид. Директора можно понять – он, по извещению, которое ему направляют вместе с работником, несет ответственность за этого – не всегда надежного – человека. Обо всех его нарушениях трудовой дисциплины должен докладывать в УИИ. А если руководитель не исполняет этого извещения, его могут привлечь к уголовной ответственности по статье 315.

Гимово

Совсем недавно начальник Уголовно-исполнительной инспекции по Майнскому району Галина Назарова столкнулась с неприятным фактом.

– К шести месяцам исправительных работ, – рассказывает Галина Геннадьевна, – приговорили мужчину из села Гимово. В течение месяца мы должны отследить, нашел он работу или нет и даже помочь ему с трудоустройством.

Ближайшее место в Гимове, где можно работать, – сельскохозяйственное предприятие ООО «Гимово». Но его руководитель – Сергей Чабриков – осужденному отказал. И тогда в дело вмешалась УИИ.

– Я позвонила Сергею Александровичу, – говорит Назарова, – он поставил условие: приму на работу только в том случае, если начальник инспекции приедет и даст расписку в том, что директор ООО «Гимово» имеет право уволить мужчину, если он будет нарушать трудовую дисциплину.

Назарова согласилась и поехала в Гимово. Перед отъездом созвонилась с Чабриковым. Он подтвердил, что ждет ее. Но когда начальник УИН приехала в село, директор заявил, что передумал брать мужчину на работу.

– Вел себя агрессивно, – возмущается Галина Назарова. – Сказал, что бы я ему ни говорила, остается при своем мнении. «Покиньте кабинет, – говорит, – нам не о чем больше разговаривать!».

Меж тем, по словам Назаровой, мужчина, которого приговорили к исправительным работам, все это время сидел у конторы и ждал, что вот выйдет начальник УИИ и скажет: «Все, можешь приступать к работе».

– Я вышла и руками развела, – вспоминает расстроенная Галина Геннадьевна. – Ну, не получилось… Редкий случай, когда осужденный так хочет работать и доказать, что исправляется. Очень часто приходится насильно устраивать, даже разыскивать. А этот и до моего приезда, и после к участковому подходил – помогите с работой!

Директор

Галина Назарова на следующий день после приезда из Гимова обратилась за помощью в прокуратуру. Написала письмо, где подробно описала ситуацию и попросила помочь в трудоустройстве ее подопечного.

Сам же Сергей Чабриков не скрывает, что совершенно не намерен брать на работу человека, который его совершенно не устраивает.

– Он никогда нигде официально не работал, – говорит Сергей Александрович. – Перебивается случайными заработками. У нас в село сейчас нормальные мужики возвращаются из Москвы, с вахты – попали под сокращение. Так я их не могу взять на работу, потому что некуда. А лодыря должен взять!

По словам Чабрикова, после визита Назаровой в Гимово, он советовался с юристами. И пришел к определенному решению.

– Возьму я его на работу, – говорит директор. – Напишет заявление, принесет ИНН, страховое свидетельство – в общем, все, что положено по законодательству. Определю рабочий день часа 4 буду контролировать. И уж если будет нарушать дисциплину, пусть пеняет на себя: держать такого работника не буду.

Руководители

– Мне приятно, – говорит Галина Назарова, – что не все руководители так относятся к осужденным. Я хочу публично поблагодарить за помощь ООО «Рашад», ООО «Авангард», ООО «Мукомол», ОГУП «Майнский лесхоз», индивидуального предпринимателя Долгушина. А особая благодарность Владимиру Никитину – главе крестьянско-фермерского хозяйства. За каждого человека борется. Мы уже намерены ходатайствовать о замене работ на реальное лишение свободы, а он настаивает – нет, надо еще один шанс дать!