Более полутора сотен мальчишек и девчонок в возрасте от пяти до 19 лет живут в своем собственном мирке, учась дружить и познавать мир. Дети прекрасно знают школьную программу, удивительно красиво и трогательно играют на гитарах, отлично поют, вдохновенно исполняют цыганские, испанские танцы, читают стихи. Помогают им постичь это 56 педагогов-энтузиастов, не равнодушных к судьбе детей с ограниченными возможностями здоровья.

В коррекционной школе-интернате III-IV видов, что находится на улице Камышинская, 44, живут и учатся 35 незрячих детей и 130 слабовидящих. Здесь у ребятишек есть все возможности для того, чтобы научиться жить без помощи зрения в нашем мире, свободно общаться со своими сверстниками, получить хорошее среднее образование, позволяющее в дальнейшем поступить в средние специальные и высшие учебные заведения, овладеть начальными навыками будущей профессии. Кроме того, у слабовидящих детей есть шанс сохранить свое зрение и в отдельных случаях его улучшить. Для этого в школе созданы необходимые условия.

Освещенность в помещениях равняется 1,5 тысячи люксов, что позволяет предупредить утомляемость глаз. Ребята пишут в тетрадях в широкую линеечку и клеточку. Для детей с различными нарушениями зрения проводится индивидуальная гимнастика. На уроках по всем предметам обязательно делаются по два раза физкультурные паузы, которые помогают детям размяться, снять усталость и скованность. Всем ребятам назначается массаж для преодоления застойных явлений в суставах и мышцах. С помощью различных специализированных аппаратов дети получают необходимое лечение, позволяющее укрепить мышцы глаз или возбудить зрительный нерв. Множество компьютерных дисков по коррекции зрения, предназначенных для лечения различных видов заболеваний, помогают детям видеть.

Все эти здоровьесберегающие технологии позволяют детям к тому же получить качественное образование. Так, процент поступления в средние специальные и высшие учебные заведения среди выпускников школы равен 70. Кроме того, ребята еще в школе имеют возможность получить азы некоторых профессий. Так, минуя музыкальную школу, выпускники школы-интерната поступают в музыкальные училища. В стенах именно этого учебного заведения они на высоком уровне овладевают вокальным мастерством, игрой на различных музыкальных инструментах. Недаром ведь ансамбль гитарной песни «Душа», в котором занимается почти полсотни воспитанников, стали лауреатами Грушинского фестиваля. С

1 сентября у ребят появится возможность заниматься профессиональной фотографией (в программе «Photoshop») и режиссурой видео и звука. Также на отделении дополнительного образования дети постигают особенности программирования и становятся хорошими пользователями персональных компьютеров. Это далеко не полный набор социальных услуг, оказываемых ребятам бесплатно на базе школы-интерната.

Естественно, огромное внимание уделяется в деятельности школы коррекционной направленности. Педагоги и врачи вместе с детьми работают над тем, чтобы сделать подвижными все 18 мышц лица. Дети учатся ориентироваться в пространстве, не показывая своих физических недостатков. Это позволяет ребятишкам общаться со здоровыми сверстниками и не бояться этого. За счет специальных восьми коррекционных курсов возможно решить эти проблемы.

– Мы учим детей жить ради завтрашней радости, – говорит директор школы-интерната Виктор Куприянов. – Ребенок устает постоянно быть опекаемым, он хочет самостоятельности, но ей нужно научить. А если вовремя ему не дать этой свободы, то он привыкнет и начнет требовать к себе особого отношения. Дети должны захотеть, например, самостоятельно доехать до вокзала, а потом добраться до дому. И мы их этому учим, хотя на это уходит много времени. Они не должны эксплуатировать свой недостаток. Мы учим их гордиться: пусть они не видят или видят только частично, зато у них гораздо больше объем оперативной памяти, и они тоньше воспринимают окружающий мир. Это позволяет ребятам найти в дальнейшем себе место в обществе здоровых людей.

29 апреля в школе-интернате III-IV видов пройдет день открытых дверей, на который приглашаются ульяновцы и жители области, родители детей, имеющих похожий недуг.