Госдума в окончательном чтении приняла законопроект, ужесточающий ответственность за некоторые виды нарушений правил дорожного движения: водителей – за непредоставление преимущества в движении пешеходам, за нарушение правил перевозки людей, пешеходов – за нарушение перехода проезжей части. Согласно поправкам в КоАП штраф за отказ уступить дорогу пешеходу составит от 800 до 1000 рублей (в настоящее время – предупреждение или штраф 100 рублей). Размер денежного взыскания с пешехода, нарушившего ПДД, вырастет со 100 рублей до 200 рублей. Остановка или стоянка транспортных средств на пешеходном переходе, за исключением вынужденной остановки, либо нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств на тротуаре, повлекшее создание препятствий для движения пешеходов, повлечет предупреждение или наложение штрафа в размере 300 рублей (сейчас предупреждение или штраф от 200

до 300 рублей). Нарушение правил перевозки людей будет грозить штрафом в 500 рублей (по действующему закону – 100 рублей). Эти поправки должны еще утвердить сенаторы и Президент России. По прогнозам, они могут вступить в силу уже весной или в начале лета. Повлияют ли эти меры на обстановку на дорогах – покажет время. Однако уже сейчас многие горожане считают, что сделать это было нужно: правила нарушают как водители, так и пешеходы. К разговору на эту актуальную тему мы пригласили людей, стоящих по разные стороны «зебры» – пешеходного перехода. Кроме того, мы проанализировали статистику и факты состояния безопасности дорожного движения в нашем городе

«Пешеходов надо любить»

«Пешеходов надо любить. Пешеходы составляют большую часть человечества. Мало того – лучшую его часть. Пешеходы создали мир… И когда все было готово, когда родная планет приняла сравнительно благоустроенный вид, появились автомобилисты. Надо заметить, что автомобиль тоже был изобретен пешеходами. Но автомобилисты об этом как-то сразу забыли. Кротких и умных пешеходов стали давить…» Ода в защиту прав пешеходов была написана Ильфом и Петровым в сатирическом романе «Золотой теленок» в начале прошлого века, когда автомобиль был большой редкостью, но уже тогда он принял, по словам авторов, «грозные очертания братоубийственного снаряда».

Российские законодатели, принимая новые поправки в КоАП РФ, руководствовались не художественной литературой, а статистикой. Исходя из нее, наезд на пешехода – самое распространенное в России дорожно-транспортное происшествие. Только за прошлый год под колесами погибли почти одиннадцать тысяч человек, в том числе и дети. И такие страшные цифры – в основном, результат несоблюдения правил дорожного движения, неуважения его участников друг к другу.

Каково состояние дорожно-транспортной дисциплины в нашем городе? Ответить на этот вопрос нам помогут статистические данные и их анализ, предоставленные отделением ГИБДД ГУВД.

Так, за три месяца 2009 года в Димитровграде зарегистрировано 638 ДТП, что на 20 процентов меньше, чем за такой же период прошлого года, когда в статистику вошло 800 дорожных аварий. При снижении общего числа ДТП в городе увеличилось количество «отчетных» дорожно-транспортных происшествий (с пострадавшими) аж на 50 процентов: в этом году таковых было 15, в прошлом – 10. В 2009 году в ДТП погиб один человек (в прошлом обошлось без жертв), ранено 22 (12) человека, из них 14 (7) гражданам потребовалась госпитализация.

Анализ ДТП по вине водителей индивидуального транспорта показывает, что из 15 «отчетных» дорожных аварий на их счету 14 (6). Результат: один погибший, 21 раненый.

Анализ ДТП по вине пешеходов иной: два ДТП, погибших нет, ранено два человека.

Если говорить об общем числе ДТП, то по видам лидируют: наезд на транспорт – 308, столкновение – 233, наезд на препятствие – 87. А по причинам: из-за движения задним ходом произошло 205 ДТП, из-за несоблюдения бокового интервала и очередности проезда – по 133 ДТП, из-за несоблюдения дистанции – 125. В шести случаях был совершен наезд на пешеходов, пять из которых получили травмы.

Так, 12 января на пр.Автостроителей водитель маршрутного автобуса проехал на за-прещающий сигнал светофора и совершил наезд на 17-летнего парня, который с травмами был доставлен в больницу. 5 февраля на пр.Ленина была сбита автомашиной ВАЗ-2114 восьмилетняя школьница: водитель решил проскочить на желтый сигнал светофора. Девочка получила перелом. С аналогичной травмой была доставлена в больницу еще одна восьмилетняя девочка, которая 10 марта на том же проспекте была сбита машиной на регулируемом пешеходном переходе.

Прошлогодние трагедии на дорогах еще убедительнее свидетельствуют о том, что быть пешеходом в нашей стране смертельно опасно. 2 июля на перекрестке ул.Гвардейской и пр.Ленина водитель автобуса при повороте не уступил дорогу 12-летнему пешеходу, переходившему дорогу в положенном месте: школьник погиб на месте. 23 июля на пр.Ленина под колесами иномарки погиб мужчина: водитель был пьян. 1 ноября на ул. Братской автомашиной ВАЗ-2110 был сбит пешеход: водитель превысил скорость, потерпевший скончался на месте ДТП.

Но есть и иная статистика, которая заставляет ужесточать ответственность не только водителей, но и пешеходов. За три месяца 2009 года инспекторами ГИБДД Димитровграда было выявлено 11229 нарушений правил дорожного движения, из них непредоставление преимущества в движении пешеходам – 1545 случаев, 2321 – число нарушений правил самими пешеходами.

Читатели, следящие за публикациями в выпусках «Правопорядка», наверняка не оставляют без внимания сообщения ГИБДД. В сводках за неделю в числе выявленных нарушений фигурируют три показателя: превышение скорости, непредоставление преимущества в движении пешеходам, нарушение ПДД пешеходами. В ГИБДД говорят, что это основные показатели, которые влияют на состояние безопасности дорожного движения. Эти цифры также говорят о том, что пешеходы очень часто нарушают правила. Так, с 30 марта по 6 апреля за непредоставление дороги пешеходам было наказано 84 водителя, за нарушение правил – 215 пешеходов. При этом общее число нарушений, выявленных за неделю, составляло 808 случаев. С 6 по 13 апреля привлечено к ответственности 138 водителей за то же нарушение и 192 пешехода (общее число нарушений – 845). С 13 по 20 апреля из 855 выявленных нарушений 193 на счету водителей, не предоставивших дорогу пешеходам, и 243 – на счет пешеходов-нарушителей.

Пешеходных переходов не хватает

Начальник отделения ГИБДД майор милиции Алексей Яшин, отвечая на вопрос о том, как он относится к новому законопроекту, сказал, что меры правильные, в том числе и в отношении пешеходов-нарушителей. По мнению руководителя Госавтоинспекции, прежние меры по ужесточению ответственности участников дорожного движения принесли результаты, особенно увеличение штрафа за непристегнутый ремень безопасности. Но ограничиваться только этими мерами было бы неправильно. Нужно приводить в соответствие предъявляемым требованиям улично-дорожную сеть. В нашем городе, к примеру, не хватает пешеходных переходов. И в этом плане есть над чем работать. Недавно были организованы два пешеходных перехода и установлены дорожные знаки у магазина «Арсенал» на пр.Ленина. Этот участок дороги является местом концентрации ДТП.

А.Яшин также заметил, что ужесточить наказание водителей, нарушающих права пешеходов, было необходимо. В ГИБДД очень часто обращаются горожане с жалобами на лихачей, которые даже на пешеходных переходах, на перекрестках не пропускают пешеходов. Много нареканий связано с перекрестком ул.Западной и Московской. Поэтому руководством отделения принято решение о выставлении там экипажей ДПС.

Старший госинспектор дорожного надзора майор милиции Михаил Мосиенко продолжил этот разговор. По его мнению, в городе требуется организация еще не менее семи пешеходных переходов. Предположительно в середине мая на дорогах будут начаты работы по нанесению разметки.

К сожалению, из-за кризиса в этом году в городе не будут проводиться работы по замене старых светофорных объектов на новые. Это касается и дорожных знаков.

Ответственность должна быть обоюдной

Водители и пешеходы находятся по разные стороны «зебры». Лозунг, неизвестно кем и когда придуманный: «Пешеходы и водители, будьте взаимно вежливы!» – зачастую не срабатывает. Человек, никогда не сидевший за рулем машины, не поймет состояние водителя, который, видя мечущегося на проезжей части пешехода, должен мгновенно принять правильное решение, чтобы избежать наезда. Порой, это достигается за счет собственного здоровья или повреждений машины. Не всегда с пониманием относятся и водители к пешеходам. И самое страшное – в местах, где пешеходы имеют полное право спокойно переходить дорогу.

Большинство водителей, с которыми удалось побеседовать на улицах города, говорили, что это ужесточение наказания направлено лишь против автовладельцев. Должны быть приняты соответствующие меры и к пешеходам, которые нарушают правила и создают аварийные ситуации.

Леонид Станиславович Евграфов, водительский стаж которого 21 год, сказал так: «У водителей и пешеходов должна быть одна, солидарная, ответственность за нарушение правил дорожного движения. Ведь порой пешеход, нарушающий правила, сам угрожает жизни и здоровью и водителя, и своим».

Д.НАДЕЖДИНА