Житель Заволжья Андрей Елисеев в одиночку выступил против всех коммерческих перевозчиков Ульяновска. В заявлении на имя прокурора Заволжского района он указал на нарушения владельцами маршрутных «Газелей» федерального законодательства в части установления тарифов и потребовал ввести единую цену на билет для всех видов городского автотранспорта (кроме такси) в размере 9 рублей.

Причина таких требований – вступившее с 19 марта этого года Постановление правительства РФ № 112 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом». В документе, в частности, четко прописано отнесение маршруток не к разряду такси, а к регулярному общественному транспорту, где должен быть маршрут, фиксированная стоимость проезда и ответственность перед пассажирами. Исчезло само понятие «маршрутное такси» – теперь это «городской общественный транспорт особо малого класса», обязанный останавливаться на всех остановках независимо от требований пассажиров.

Согласно новым правилам перевозки пассажиров отменяются и двойные тарифы: по зональности и времени суток.

Ульяновске, как указывает в заявлении Андрей Елисеев, не соблюдается ни одно из этих требований: «Приказом министерства экономики Ульяновской области № 01-42 от 24.06.2008 г. только для автобусов были установлены четыре разных тарифа (автобусы городских маршрутов общего пользования малого, среднего, большого и особо большого класса: на маршрутах «Ленинский район – Заволжский район», «Засвияжский район – Заволжский район», «Железнодорожный район – Заволжский район» – 12 рублей за одну поездку; на остальных маршрутах и на маршруте «Центр (Дом быта) – Нижняя Терраса», «Центр (Дом быта) – Верхняя Терраса» – 9 рублей.

Автобусы городских маршрутов общего пользования особо малого класса (маршрутки. – Ред.): на маршрутах «Ленинский район – Заволжский район», «Засвияжский район – Заволжский район», «Железнодорожный район – Заволжский район» – 16 рублей за одну поездку; на остальных маршрутах и на маршруте «Центр (Дом быта) – Нижняя Терраса», «Центр (Дом быта) – Верхняя Терраса» – 11 рублей). В реальности же цена проезда в некоторых маршрутках достигает 20 рублей. Противоречит Федеральному закону № 112, как считает автор заявления, и принятая в Ульяновске «зональность» маршрутов, когда передвигающийся, скажем, из северной части города в дальнее Засвияжье оплачивает одну стоимость проезда, а едущий из центра в Заволжье – в полтора раза большую.

Незаконна, считает Елисеев, принятая у ульяновских маршрутчиков установка дневных и завышенных вечерних (ночных) тарифов. Тот же приказ № 01-42 разрешает устанавливать на маршрутах, работающих в режиме с 20.00 до 6.00, стоимость проезда, в полтора раза превышающую дневной тариф.

«На основании Постановления правительства РФ № 112 и приказа министерства экономики Ульяновской области от 24.08.2008 г. тариф на одну поездку, на мой взгляд, должен составлять 9 рублей и не зависеть как от дальности поездки, так и от времени суток», – говорится в заявлении.

Андрей Елисеев уверен, что добьется установления, как того требует закон, единой стоимости проезда для всего городского транспорта. На одном из форумов в интернете тема снижения цен на услуги маршруток нашла широкий отклик среди ульяновцев. За борцов с маршрутками – и опыт других регионов. В Свердловской области инициатором снижения цен на проезд в «городском общественном транспорте особо малого класса» выступила… региональная власть.

Региональная энергетическая комиссия (аналог ульяновского департамента цен и тарифов) сразу после выхода Федерального закона № 112 постановила, что отныне маршрутные такси являются городским общественным транспортом, следовательно, действуют единые тарифы на проезд, установленные в муниципальном образовании. За нарушения – штраф в 50 тысяч рублей или дисквалификация автопредприятия на три года. Частные перевозчики, конечно, сначала возмутились, но по ходу общения с прокуратурой поняли, что лучше принять новые правила игры. Аналогичная история имела место в городе Нижний Тагил и некоторых других городах.

Как то будет у нас, предсказать сложно. От местной власти инициативы, подобной свердловской, нам ждать вряд ли стоит. Тем более – от самих перевозчиков, готовых, даже невзирая на дешевеющее топливо, задирать тарифы к небу. Подождем, как отреагирует надзорный орган, призванный следить за неукоснительным исполнением федерального законодательства.

Вадим ПИЛЮКОВ.