Благодаря единому госэкзамену, знания ребят оцениваются объективно

Семилетний российский эксперимент с внедрением единого государственного экзамена (ЕГЭ) закончился. В 2008 -2009 учебном году выпускники школ нашей страны, в том числе и учебных заведений Ульяновской области, будут проходить государственную (итоговую) аттестацию в обязательном порядке. Между тем в регионе все еще не угасают споры, насколько хороша и эффективна новая методика проверки знаний. Некоторые преподаватели высказываются негативно о ЕГЭ. Расставить все точки над «i» попросили депутата Законодательного Собрания Ульяновской области, члена фракции Единая Россия и – что важно – учителя математики, ученики которого справляются с ЕГЭ на сто процентов, Ростислава Эдварса.

ПРОБЛЕМЫ ОБСУДИЛИ НА «КРУГЛОМ СТОЛЕ» В РЕГИОНАЛЬНОМ ПАРЛАМЕНТЕ

Внедрение ЕГЭ вызывает много опасений у родителей, учителей и чиновников от образования. Недавно в ЗСО состоялся «круглый стол», на котором обсуждалось, какие возникают сложности при сдаче госэкзамена и каким образом можно сгладить «острые углы». Значимость мероприятия подчеркивает участие в нем депутата Государственной Думы от нашего региона Григория Балыхина. Григорий Артемович выступил с серьезным докладом, где доказал необоснованность доводов противников ЕГЭ и абсолютно правильно, по мнению Эдварса, акцентировал внимание на плюсах госэкзамена.

– Теперь ребятам не придется дважды сдавать экзамены, – пояснил Ростислав Анатольевич. – ЕГЭ станет для них пропуском в вуз. Естественно, при условии сдачи экзамена на положительную оценку. Также важно, что юноши и девушки смогут самостоятельно выбирать, где они хотят продолжить образование.

То есть у молодых и перспективных ребят появляется реальный шанс поступить в лучшие учебные заведения страны. Раньше, чтобы сдать экзамены, приходилось выезжать за пределы области, скажем, в Москву. Некоторым талантливым молодым людям это было не по карману. Возникало социальное неравенство.

Второй положительный момент, на который указал Ростислав Эдварс, состоит в том, что оценка выпускнику теперь ставится так называемым «независимым экспертом» (напомним, что большая часть заданий проверяется с помощью компьютера). Раньше испытания носили субъективный характер. Нередки были случаи коррупции. ЕГЭ эту проблему снимает.

ЕГЭ НЕ ПРОТИВОРЕЧИТ ПРОФИЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

– Часть учителей заявляют о том, что ЕГЭ противоречит профильному образованию, которое хорошо развито в регионе, – рассказал Ростислав Анатольевич. – Аргумент противников: ученики физико-математических классов сдадут ЕГЭ по математике лучше, чем гуманитарии. Согласен. И это правильно. Но здесь необходимо понимать, что такие ребята претендуют на более высокий балл и решение дополнительных, сложных, заданий, чтобы показать высокий уровень знаний. А на вопросы, касающиеся школьной программы, знать ответы должен любой ученик. И не имеет значения, на знание какого предмета проходит тест: математики, русского языка или литературы.

То есть никакого противоречия между ЕГЭ и профильным образованием не существует.

ЧТОБЫ СДАТЬ ГОСЭКЗАМЕН, СПЕЦИФИЧЕСКИХ ЗНАНИИ НЕНУЖНО

Одна из главных проблем в нашем регионе, по мнению Ростислава Эдварса, в том, что мы на сегодняшний момент не смогли выйти на уровень выставления независимой оценки. Приведем конкретный пример. В прошлом году порядка 30 процентов выпускников ульяновских школ не сдали ЕГЭ по математике. Между тем, по отчетам специалистов областного департамента образования, успеваемость в регионе была почти стопроцентная. Как так может быть? Получается, что происходит завышение результатов некоторыми чиновниками или директорами школ? Печальный итог такого подхода к оценке в том, что школьники вовремя не осознают необходимость дополнительной подготовки к ЕГЭ и рискуют получить «двойку».

-А если бы и родители, и сами ребята имели доступ к объективной информации, то могли бы более серьезно подойти к проблеме, – отметил депутат, – и лучше подготовиться.

Вообще, по мнению Ростислава Анатольевича, в этом году в Ульяновской области практически ничего не было сделано для того, чтобы научиться объективно оценивать знания ребят. Депутат аргументировал свою позицию. Так, например, пробные испытания по ЕГЭ, которые организуются региональным департаментом образования, проводят и проверяют сами преподаватели, а не сторонние (значит, независимые) эксперты. Если же к этой процедуре привлекают специально созданный центр, то в этом случае тестирование проходит всего по двум вариантам. А значит, появляется риск списывания.

– Сегодня необходимо в корне менять систему и подход к оценке качества знаний, -подытожил Ростислав Эдварс. – Мы должны заранее знать, сколько ульяновских ребят могут не сдать ЕГЭ. Это необходимо, в первую очередь, для того, чтобы мы могли провести с ними разъяснительные беседы и нацелить на получение рабочих специальностей. По информации областного департамента образования, сейчас примерно 400 юношей и девушек могут не справиться с тестами и получат справку, а не аттестат. Но, на мой взгляд, эта цифра существенно занижена. И после выпускных экзаменов нам придется трудоустраивать гораздо больше ребят.