Пряный, роскошный, загадочный и манящий Восток – тема новой экспозиции Рериховского центра духовной культуры.
Французский писатель Теофиль Готье в книге «Путешествие на Восток» писал, что от Востока можно потерять голову, его обстановка пьянит, как опиум: «Я очутился в ряду парфюмеров, продающих эссенции бергамота и жасмина, флаконы атар-гулла в бархатных, расшитых блестками футлярах, розовую воду, пасту для выведения волос, ароматические курительные палочки, испещренные арабскими письменами, мешочки с мускусом, четки из нефрита, янтаря, кокосового ореха, слоновой кости, фруктовых косточек, розового и сандалового дерева….» Невольно вспомнились эти слова, увидев картины в Рериховском центре духовной культуры. Объединены они темой «Путешествие на Восток»: караваны верблюдов, груженые заморскими товарами, базары со сладостями, коврами, украшениями, гаремы с красавицами запечатлены на полотнах английских и испанских художников прошлых столетий. На выставке «Путешествие на Восток» царит атмосфера старинного Ориента, что придает ей особую ценность. Визуальную картинку экскурсоводы сопровождают интересным рассказом об ориентальной живописи и о судьбах художников, связавших свою жизнь с Востоком. Итак, держим курс на Ориент…
Под определением «Ориентальная живопись» искусствоведы понимают изображение сюжетов о восточной жизни. А вот относительно времени зарождения жанра их мнения расходятся. Одни называют средневековую эпоху колониализма. Другие утверждают, данная тема в европейском искусстве появилась одновременно с первым египетским походом Наполеона в 1798 году. Его армию сопровождал целый отряд ученых и художников, которые делали первые натурные зарисовки. Египетский поход дал мощный толчок к изучению древностей как египетских в отдельности, так и исламских вообще. Художников, специализировавшихся на восточной тематике, не очень много. Одним из маститых живописцев является Джон Фредерик Льюис (1805–1876). Родился он в Лондоне. Сначала обучался гравюре у своего отца Фредерика Кристиана Льюиса, потом обратился к акварели. В жанрах предпочитал анималистику, спортивные и охотничьи сцены. Но путешествие по Испании, Италии, Греции, Турции, Египту изменили его пристрастия. В Египте и Турции Льюис прожил не один год. Британский писатель Уильям Теккерей в «Заметках о путешествии из Корнхилла в Большой Каир» описал «туркизированного европейца», жившего в элегантном оттоманском доме, по дворику которого бродили верблюд и газель. Это и был Джон Фредерик Льюис. В Каире и Стамбуле художник создал около шести сотен ориентальных акварелей, рисунков и картин. Живописное богатство вместе с коллекцией диковинных восточных вещиц он привез в Лондон в №851 году. Среди них — «Продавец ковров» (на акварели изображен сам Льюис – седобородый грустный мужчина в красных туфлях, синих шароварах и белой чалме), «Интерьер школы» (веселая пантомима детей, кошек, голубей и пожилого толкователя Корана на фоне орнаментов, ковров, резных шкатулок и сундуков, арабской вязи), «Серафф – сомнительная монета» (две девушки в чадрах, мрачный чернобородый продавец, праздные гуляки смотрят, как цепкоглазый специалист проверяет чеканку динара). Критик Джон Раскин говорил, что Льюис достиг совершенства в стремлении адаптировать нежную цветовую гамму акварели к солнечным восточным образам. Работы Джона Фредерика Льюиса выставлялись в Королевской академии вплоть до самой смерти.
Судьба другого британского мастера кисти Ричарда Дадда (1817–1886) оказалась трагичной. После поездки на Восток у него появилась навязчивая идея: «Я – бог Осирис». Вместе с богатым путешественником сэром Томасом Филипсом Дадд изъездил Турцию, Сирию, Палестину и Египет. То ли Восток потряс его до безумства, то ли зачатки душевной болезни были у него ранее, но, вернувшись в Англию, художник убил собственного отца и бежал. Во Франции Ричарда Дадда поймали и препроводили на родину, где он 43 года провел в сумасшедшем доме. Там Дадд тоже рисовал Восток. Его материальное наследство оказалась более успешным, чем хозяин: картины до сих пор имеют вес в мире живописи.
На выставке вы сможете познакомиться с творчеством вышеуказанных Льюса и Дадда, а также Шарля Робертсона, Хосе Тапиро Баро, Эдвина Лонга, Хосе Виллегаса Кордеро, Хосе Хименеса Аранда. Работы некоторых из них («Вавилонский рынок невест» Эдвина Лонга, «Продажа рабыни» Хосе Хименеса Аранда) освещают не очень приятную тему – бесправную судьбу восточной женщины. Но без этой составляющей, наверное, Восток не был бы Востоком.