С работой общественного транспорта все мы сталкиваемся каждый день: без этой услуги представить современную жизнь невозможно. Однако все чаще в последнее время пассажиры жалуются: на водителей, на отсутствие четких графиков движения автобусов, некомфортные условия в маршрутках…

О том, что и почему в ближайшее время должно измениться в организации работы общественного транспорта, на «Прямой линии» с нашими читателями рассказали министр промышленности и транспорта Ульяновской области Вильдан Зиннуров и директор областного департамента транспорта и дорожного хозяйства Андрей Тюрин.

Предъявите билет!

– Добрый день. Меня зовут Андрей. Расскажите, пожалуйста, о ходе месячника, в рамках которого прошла проверка работы перевозчиков. Почему его решили организовать: неужели у нас так много нарушений в этой сфере?

Вильдан Зиннуров: – Недавно было принято постановление Правительства РФ о новых правилах перевозки пассажиров и багажа.

Это долгожданный для всех транспортников документ. Правила четко определяют, что такое общественный транспорт, что называют регулярными пассажирскими перевозками. В них детально, от А до Я, прописано, какие должны быть указатели на автобусах и что за информация в них должна содержаться, где ее нужно размещать, что должно быть на остановках общественного транспорта, какие проездные документы на руки должен получать пассажир, в том числе и в легковом такси… А потому перед нами стоит задача воплотить все это в жизнь, привести работу транспортников в соответствие с правилами. Понятно, что для этого нельзя ограничиться акцией «Автобус», которая проходит у нас ежегодно. Нужно расширять спектр исследований и проверок, чтобы и самим понять масштабы «поля деятельности», дисциплинировать перевозчиков. Что мы и сделали.

– Не получится ли так, что месячник пройдет только «для галочки»? Есть ли уже какие-то результаты, удалось изменить что-то к лучшему?

– У нас к сожалению нет волшебной палочки, по мановению которой ситуация изменилась бы мгновенно и коренным образом. Предстоит большой труд: оборудовать заездные карманы, поставить тысячи указателей, множество информационных табло. Чтобы приучить водителей к дисциплине, никаких месячников не надо – это постоянная кропотливая работа, которую должны проводить сами перевозчики, сотрудники ГИБДД, органы власти. Так что о результатах говорить пока рано – будем работать!

– Здравствуйте! Татьяна Петровна беспокоит. Каких нарушений больше всего выявили во время проведения месячника?

Вильдан Зиннуров: – Они довольно однотипные: неопрятные маршрутки, высадка и посадка пассажиров в неположенных местах, отсутствие на транспортном средстве и в салоне установленной требованием информации для пассажиров и билетов.

– А по сравнению с другими регионами мы как выглядим в этой сфере?

– Не хуже и не лучше. Организация пассажирских перевозок в разных регионах в той или иной степени схожа. Все зависит от видов используемого транспорта. В Ульяновске избыточное количество автобусов малой вместимости, поэтому количество нарушений по сравнению с другими городами, где «ГАЗелей» не так много, может быть больше.

– А что власти намерены предпринять, чтобы улучшить ситуацию?

– Первое – разъяснить всем перевозчикам новые правила, по которым они должны работать. Второе -обеспечить информационное сопровождение: разместить на остановках указатели, графики движения: машины каких маршрутов и в какое время здесь должны проходить. В самих микроавтобусах должна быть доступная и видимая информация. На автобусах и микроавтобусах появятся таблички с номерами маршрутов и названием конечных остановок (их формат будет согласовываться и утверждаться вместе с ГИБДД). Плюс к этому необходимо возродить систему обилечивания пассажиров. По правилам, на билетах должна быть указана фиксированная цена. Мы уже провели большое совещание с ульяновскими перевозчиками, в рамках которого показали эталонные автобусы: люди увидели, как в идеале должны выглядеть их транспортные средства, как они должны быть оборудованы. В ближайшее время выйдет методичка, в которой будут указаны права пассажиров и обязанности перевозчиков, правила поведения водителей – все необходимое для того, чтобы повысить дисциплину.

– Спасибо за ответ!

Маршрутки поменяли статус

– «Прямая линия»? Это Светлана. Слышала, что теперь маршрутные такси получили статус общественного транспорта. Что должно измениться для пассажиров?

Андрей Тюрин: – Поменяется регламент работы перевозчиков: он будет более жестким. Водители маршруток должны будут ездить строго по графику, который разместят на остановках. В их обязанности войдет обилечивание пассажиров, причем происходить это должно только на остановках, а не на ходу. У билетов будет фиксированная цена, номер – как и положено в бланках строгой отчетности, будет указан перевозчик. И билет уже сможет служить основанием для предъявления каких-либо претензий со стороны пассажиров. Конечно, сказать, что с изменением статуса маршрутных такси произойдет революция, я не могу. Потому что они у нас и так уже работали по согласованному расписанию и по утвержденным маршрутам. Но навести порядок в организации пассажирских перевозок, думаю, получится. Качество обслуживания должно повыситься. Это общая задача.

– Сейчас многие маршрут-чики перевозят людей за разную цену. Получается, они сами ее устанавливают?

– Тариф на перевозки пассажиров утверждается министерством экономики Ульяновской области. Утверждается максимальная стоимость проезда. Она может снижаться, на усмотрение перевозчика, но не повышаться.

– Если все-таки некоторые маршрутчики будут нарушать правила, например, не давать билеты, вы будете их штрафовать?

Во всех маршрутках размещена информация о надзорных органах, которые контролируют работу перевозчиков. Поэтому, как и прежде, вы можете пожаловаться организатору маршрута, мэрии или УГАДН, которые имеют все полномочия наказывать нарушителей. Выяснять отношения с водителем лично, думаю, не стоит. Если он вам нагрубил, разговаривал по мобильному телефону, курил за рулем – сообщайте!

– А еще такой вопрос: цены на газ и бензин уменьшились, а стоимость проезда не упала. Почему?

– В последний раз тарифы на проезд были установлены летом 2008 года с учетом действующих в тот период цен на бензин -16 рублей за литр. К сожалению, объективных причин для снижения затрат у перевозчиков нет: постоянно дорожают запчасти, техническое обслуживание автомобилей и коммунальные услуги. Так что тарифы, по которым маршрутчики работают сегодня, не являются рыночными на 100%. Часть из них на грани себестоимости, есть и прибыльные, и убыточные.

– Понятно, спасибо!

Безопасность и вместительность

– Добрый день. Ирина на линии. Я живу в 19 микрорайоне, на улице Аблукова. Мимо наших домов ходят только две маршрутки, на которых утром и вечером уехать просто невозможно. Есть ли надежда, что у нас проложат еще один маршрут?

Вильдан Зиннуров: – В вашем случае, скорее, нет, так как дома на улице Аблукова находятся на расстоянии шаговой доступности от крупной трассы – улицы Пушкарева, где ходит много маршруток, а также трамваи. Я понимаю: все мы хотим, чтобы автобусы доезжали прямо до нашего дома, утром увозили, а вечером привозили. Сейчас разрабатывается новая схема, но и она не решит вопросы транспортной доступности до каждого дома. Это нецелесообразно по многим соображениям: экология, загруженность улиц, безопасность движения и т.д. К примеру, центр города задыхается от количества маршрутных такси. Если мы будем плодить маршруты бесконечно, то просто парализуем город.

Но там, где есть возможность заменить «ГАЗели» автобусами большой вместимости, нужно это делать. Сейчас главная задача перевозчиков – обновление подвижного состава. Автобусы должны быть более безопасными и вместительными.

Садоводы поедут по новым ценам

– Меня зовут Наталья. Подскажите, не сократится ли в этом году количество садоводческих маршрутов из-за кризиса?

Андрей Тюрин: – Нет, мы предполагаем, что сейчас садоводство буде только развиваться. Так что все маршруты сохранены: их будет 59, в том числе садоводческих, сезонных, -22. В этом году есть новшество: мы впервые провели конкурс на обслуживание заволжских садоводческих маршрутов, в котором участвовали частные перевозчики. Заключили с ними договоры на пять лет.

– А правила перевозки дачников как-то изменились?

– В этом году установлен единый тариф на пригородные перевозки – 1,1 рубля за километр. Он действует и на пригородных, и на садоводческих маршрутах. При этом сохранены все льготы на проезд. Со всеми перевозчиками, в том числе частными, заключены договоры на перевозку льготных категорий граждан на неопределенное количества рейсов. Адресная помощь будет оказана всем, кто может и должен на нее рассчитывать.