Выручка поволжской группы сотовых компаний СМАРТС в I квартале этого года оказалась на 35% ниже, чем годом ранее. Основная причина — СМАРТС перестала учитывать показатели компаний, которые она не контролирует
Игорь Цуканов
Общая выручка компаний группы СМАРТС (агрегированные данные по РСБУ) составила в I квартале 2009 г. 1,22 млрд руб., сообщила вчера группа. Годом ранее этот показатель был на 35% выше — 1,88 млрд руб. Дело в том, объяснил «Ведомостям» гендиректор СМАРТС Андрей Гирев, что с этого года группа перестала включать в объединенную выручку доходы «Оренбург-GSM», в которой ей принадлежит лишь 49% акций. Кроме того, в июне 2008 г. СМАРТС продала принадлежавшие ей 40% «Ульяновск-GSM» «Волгателекому» за 985 млн руб., так что из отчета оказались исключены и показатели этой компании. В итоге СМАРТС отразила выручку лишь шести «дочек» (см. справку), которая уменьшилась по сравнению с показателем годичной давности не так драматично — примерно на 13%, говорит Гирев.
СМАРТС
группа сотовых операторов
обслуживает 3,5 млн абонентов в 15 регионах (7-е место в России). В группу входят самарское ОАО «СМАРТС» (100%), ЗАО «Астрахань GSM» (100%), ЗАО «Волгоград-GSM» (50%), ЗАО «Пенза-GSM» (100%), ЗАО «Шупашкар-GSM» (100%) и ЗАО «Ярославль-GSM» (100%).
Основные акционеры: Геннадий Кирюшин и его родственники – 60,54%, Борис Скворцов – 15%, Angentro Trading and Investments – 19,97% и «Волгателеком» – 2,97%.
Финансовые показатели (2008 г., агрегированные данные РСБУ):
выручка – 5,6 млрд руб.,
чистая прибыль – 351,6 млн руб.
Говорить меньше абоненты не стали: средняя продолжительность разговора на одного пользователя (MOU) в январе — марте даже немного увеличилась по сравнению с I кварталом 2008 г. (138 против 134 минут в месяц). Тем не менее средний счет на абонента (ARPU) снизился на 4,2% до 123,7 руб., как следует из пресс-релиза СМАРТС, «ввиду жесткой ценовой конкуренции». Впрочем, по словам Гирева, тарифы «дочки» СМАРТС почти не снижали. Снижение выручки группы он объясняет в основном другими причинами — в частности, сокращением поступлений от корпоративных клиентов и уменьшением доходов от других операторов, на которые традиционно приходится около 30% всей выручки группы. Из-за пересмотра конкурентами тарифов их абоненты стали реже звонить абонентам СМАРТС, в результате уменьшились и платежи этих операторов поволжской группе, объясняет он.
Рентабельность группы по OIBDA сохранилась на уровне годичной давности — 37%, но вместо чистой прибыли, полученной в I квартале прошлого года (181,4 млн руб.), СМАРТС завершила последний квартал примерно с 300 млн руб. убытка, говорит Гирев. В результате совет директоров головной компании группы — самарской СМАРТС рекомендовал акционерам отменить выплату ранее утвержденных дивидендов (150 млн руб.).
Основная причина убытка — отрицательные курсовые разницы, возникшие в результате девальвации рубля, на сумму 448,5 млн руб. В валюте номинирована большая часть задолженности СМАРТС: головная компания на конец 2008 г. была должна кредиторам $36,6 млн, 516,2 млн руб. (на тот момент — $17,6 млн) и 14,2 млн евро. Чистый долг всей группы, по данным СМАРТС, составлял в конце марта 2009 г. $106,8 млн — на 11,5% меньше, чем в конце декабря 2008 г.
Операторы сотовой «большой тройки» — МТС, «Вымпелком» и «Мегафон» — за I квартал еще не отчитывались; динамику финансовых показателей за этот период их представители не комментируют. Если рублевая выручка этих компаний и сократится по сравнению с тем же периодом 2008 г., то ненамного и в основном из-за того, что абоненты, испытав на себе кризис, стали экономнее тратить деньги на связь, ждет аналитик «Уралсиба» Константин Белов. В целом по итогам 2009 г. доходы этих компаний в рублях вырастут на 5-6%, полагает он: ARPU останется на текущем уровне, но самих абонентов прибавится. Выручка СМАРТС может снижаться, так как эта компания уступает конкурентам в темпах подключения новых клиентов, добавляет Белов.
По данным AC&M-Consulting, в последние месяцы численность абонентов СМАРТС неуклонно сокращалась (см. график). Правда, в I квартале 2009 г. приток новых абонентов оказался гораздо больше, чем в предыдущие, утверждает СМАРТС: компании группы привлекли около 174 000 клиентов.