Накануне майских праздников, 30 апреля, в Ульяновске произошло долгожданное и знаменательное событие: новый двухъярусный мост соединил берега Волги. Этот мостовой переход – одно из самых крупных мостовых сооружений в Европе: его длина – 5,85, а с учетом подъездных участков – около 13 километров, пропускная способность – до 30 тысяч автомобилей в сутки.
Последнее 25-е пролетное строение устанавливалось по уникальной технологии, которую разработали ульяновская проектная организация «Гипростроймост» и французская фирма Freyssinet International. Об этом наша газета уже рассказывала.
Подготовительные работы начались 29 апреля. На следующее утро новый пролет был установлен на понтоны, а затем отбуксирован по воде к месту установки на капитальные русловые опоры. Сложность операции заключалась в том, чтобы при ветреной погоде точно завести пролетное строение в проем между опорами, а затем поднять на огромную высоту. Длина пролета составляет 220 метров, а вес достигает 4 тысяч 115 тонн! Представьте себе: такую махину пришлось передвигать по воде, а затем буквально по сантиметрам, поэтапно, поднимать ее края на различную высоту. Ведь высота опор разная.
По словам специалистов, установка прошла в штатном режиме и закончена в нормативные сроки. Впервые пролетное строение весом более 4 тысяч тонн с плавучих опор с помощью гидромодулей и стрендов (высокопрочных металлических канатов) было поднято на высоту 60 метров над водой.
Началась эта грандиозная стройка еще в советские времена. Интересно, что первым начальником штаба строительства нового мостового перехода через Волгу в Ульяновске был Борис Ельцин. К проектированию моста приступили в 1980 году, стоить начали в 1986 году. Специально для этой стойки были приглашены специалисты и рабочие с БАМа, в Ульяновске возвели временный жилой поселок и уникальную базу с бетонными заводами. Первая опора моста (№14) была забетонирована в 1988 году, а первое пролетное строение (ПС 13-14) смонтировано 24 июля 1992 года.
При возведении нового моста в Ульяновске впервые в истории мирового мостостроения в качестве фундаментов были использованы буронабивные сваи диаметром 2,75 м с расширением в нижней части до 5 метров. Кроме того, конструкция решетчатого пролетного строения предусматривает соединение элементов на узловых коробках, что значительно увеличивает жесткость узлов конструкции и экономит материалы. Для увеличения срока службы защитных покрытий на мост были нанесены антикоррозийные материалы с гарантией до 15 лет, а покрытие мостового полотна будет сделано из литого асфальтобетона, что позволит увеличить межремонтные сроки до 10 лет.
К сожалению, из-за отсутствия финансирования строительство нового моста несколько раз прерывалось. Да и сам проект претерпел некоторые изменения. Так, из него убрали пилон с подвесными канатами и смотровой площадкой, из-за чего мост проиграл в грациозности и красоте.
– Ключевой момент в истории строительства моста был в 1998 году, – рассказывает начальник отдела технического надзора ОГУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» Михаил Индиков. – В это время стройка из-за отсутствия финансирования была практически заморожена. Тогда губернатором был Юрий Горячев, а начальником Ульяновского «Автодора» – Владимир Трибунский. Они доказали, что крупнейший в Европе мост можно строить с помощью зачетов в Федеральный и Территориальный дорожные фонды.
Впоследствии было подписано соглашение с Федеральным дорожным агентством о софинанси-ровании, а затем – об уменьшении объемов участия Ульяновской области в строительстве мостового перехода с 50 до 10 процентов. Большую роль в этом и в том, что новый мостовой переход в Ульяновске был включен в Федеральную целевую программу «Дороги и мосты 21 века», сыграл профессор Владимир Чая.
Новый мост в Ульяновске стоили 23 года, что на 14 лет больше, чем планировалось. Но вот, наконец, наступил долгожданный исторический момент.
По мнению губернатора Ульяновской области Сергея Морозова, новый мост станет «гордостью Российской Федерации» и решит очень много важных социальных и экономических проблем.
– Жителям города и области ввод в эксплуатацию нового объекта даст возможность получить качественное транспортное обслуживание и, наконец, забыть об автомобильных пробках на волжской переправе, – заявил глава региона.
Кроме этого, новый мост и автомобильная трасса, проходящая через него, станут важнейшим транспортным коридором, соединяющим европейскую Россию с Уралом, Сибирью и Дальним Востоком.
На сегодняшний день на мостовом переходе выполнено 90 процентов объемов работ по вводу в эксплуатацию первого пускового комплекса. Планируется, что уже в октябре 2009 года мост будет сдан рабочей комиссии для проведения испытаний. В настоящий момент в полном соответствии с графиком идут работы на подходах к мосту: возведение и реконструкция путепроводов и дорог, противооползневые работы по укреплению берегов и склонов и т.д. Генеральным подрядчиком строительства является ЗАО «Балтийская строительная компания – Санкт-Петербург», а основным субподрядчиком – ОАО «Волгомост».
Открытие движения по верхнему ярусу моста намечено на середину декабря. Однако уже сейчас специалисты приступили к разработке проектно-сметной документации второго пускового комплекса. В этом году проект будет представлен на согласование в Министерство транспорта Российской Федерации и Федеральное дорожное агентство. Финансирование работ по возведению второго пускового комплекса планируется начать уже в следующем году.
Кроме этого, в основные программы региона дорожно-транспортной сферы вошли проект транспортной стратегии Российской Федерации, который предусматривает создание в течение ближайших пяти лет на территории области терминально-логистического центра на базе международного аэропорта «Ульяновск-Восточный», железнодорожного терминала и модернизированного речного порта на Волге.
Таким образом, власти Ульяновской области рассчитывают превратить регион в крупный транспортный узел не только Поволжья, но и всей европейской части России.
Александр Лайков