Темпераментной и терпкой испанской музыкой был наполнен последний апрельский вечер для меломанов в БЗЛМ.
В первом отделении Ульяновский государственный академический симфонический оркестр под управлением Константина Баркова исполнял отрывки из балета «Любовь-волшебница» Мануэля де Фалья и сюит №№1 и 2 из оперы «Кармен» Бизе.
Однако королевой концерта стала Ее величество гитара, божественные звуки из которой извлекал виртуозный музыкант из Испании Роландо Саад. С оркестром он играл неизвестные нашему слушателю Фантазию для джентльмена и Аранхуэсский концерт Родриго. Сочный чувственный голос инструмента испанского гостя перенес публику в солнечную страну, где миром правит Любовь…
Накануне концерта с Роландо Саадом побеседовала корреспондент «УС».
– Господин Саад, в своем турне по России Вы побывали во многих городах. Ульяновск включен в маршрут неслучайно?
– Это потому, что с Ульяновским симфоническим я знаком по «Штраус-фестивалю» в Испании. Ваши музыканты приглашаются на него несколько лет подряд. Играл с ним три или четыре года тому назад.
– Каковы Ваши впечатления от коллектива?
– Мне очень нравится его струнная группа. Достойна похвалы и программа оркестра, которая состоит из сложных и хороших произведений. Кроме того, музыканты, дирижер Константин Барков и я прекрасно понимаем друг друга.
– Вы знаете наш оркестр, но сами Вы ульяновской публике; почти незнакомы. Расскажите немного о себе.
– Я из города Кардоба в Аргентине. С детства увлекся испанской культурой. С семи лет играю на гитаре. Пробовал фортепиано, скрипку, но остановился на любимом инструменте. Профессионально гитарному искусству стал учиться с 19 лет в Барселоне в знаменитой школе «Таррега». Мне посчастливилось общаться и работать с замечательным испанским композитором Хоакино Родриго. С исполнением его произведений с оркестрами я выступал в более чем 40 странах. Аранхуэсский концерт Родриго сыграл более 800 раз, а его Фантазию для джентльмена – более 300 раз. Занимаюсь также аранжировками произведений для гитары с оркестром разных композиторов.
– Входите ли Вы в число организаторов «Штраус-фестиваля»?
– Выполняю только функцию артиста. На фестиваль приезжает много оркестров. Я имею право выбора и коллективов, и дирижеров, и солистов, и даже балетных трупп, с которыми буду выступать.
– С кем из российских дирижеров Вам нравится работать?
– С удовольствием играл с Фуатом Мансуровым, Эдуардом Серовым, который основал ваш симфонический оркестр, и другими. Вообще, мне по душе русские музыканты.
– Вы часто бываете в нашей стране?
– Приезжал не меньше 30 раз. В этом году я задержался в России надолго. Давал концерты в Ростове-на-Дону, Чебоксарах, Волгограде, Липецке, других городах. Из Ульяновска отправлюсь опять в Ростов, а потом в Москву, где мне предстоит играть в Зале имени Чайковского. Кстати, в Ростове мне очень понравился балет. Буду налаживать контакты с администрацией театра оперы и балета этого города, чтобы пригласить балетную труппу на «Штраус-фестиваль».
– Есть ли в Вашем репертуаре произведения русских композиторов?
– Люблю русскую музыку, особенно Римского-Корсакова, Чайковского, Балакирева, Шостаковича. Жаль только, что русские не пишут произведений для испанской гитары. Если очень нравится какая-то музыка, то приходится прибегать к переложениям для гитары.
– Несколько слов о Вашем инструменте.
– У меня самая лучшая в мире гитара, по крайней мере, мне так кажется. Флета- имя производителя. Все знают скрипки Страдивари, а Флета известен своими гитарами. Голос моей любимицы напоминает виолончель. Для меня было большой удачей, что 15 лет назад в мои руки попал этот инструмент.
– Публика в России столь же горяча, что и в Испании?
– Испанская публика горяча потому, что сказывается природный темперамент. Кажется, не менее темпераментны и российские зрители. Испанская музыка зажигает залы во многих странах. Думаю, то же будет и в вашем городе.
Беседовала Ирина Морозова