Через 300 с лишним лет люди лучше не стали – такой неутешительный диагноз обществу ставит новый спектакль «Плутни Скапена» в «NEBOLSHOM театре».
Впрочем, по эпиграфу к постановке, ее создателями, вслед за драматургом Жаном-Батистом Мольером, двигала надежда, что комедии, развлекая Людей, способны исправлять их. Что ж, она, надежда, во все времена питала и питает…
Пьеса, написанная классиком в 1670 году в жанре комедии дель арте, – о молодости, увлеченной любовью; о позабывшей это чувство старости, обостряющей глупость и жадность людской натуры; об игре ловкого ума, балансирующего на грани мошенничества и бескорыстного стремления помочь ближнему…
Кто же в этой жизни дергает за ниточки: господа или слуги? В данном случае Мольер, а вслед за ним и режиссер постановки Марина Корнева, помещают в центр маленького человека.
Жизнерадостный, находчивый, легкий на выдумки слуга Скален (артист Алексей Родькин) в «ритме фарса» «режиссирует» жизнь по собственным правилам. Причем, – бескорыстно, так сказать, из «любви к искусству». Помочь двум влюбленным парочкам обрести счастье, околпачить дураков и наказать пороки, отдубасив кого надо палкой, – нет проблем! Пластичный, Алексей Родькин стремительно порхает по сцене, устраивая все наилучшим образом. Его герою везет даже в, казалось бы, безвыходных ситуациях: за плутни в финале его прощают.
Марина Корнева как режиссер по-женски изящно соткала ткань спектакля. Он стилен, ироничен, мобилен и смотрится с удовольствием. Среди стилизованных парковых стриженых кустарников, легко превращающихся в скамейки и местечки, где можно спрятаться от любопытных глаз, по симметричным траекториям мелькают кружева и бантики, парики и шляпки, гобеленовые кафтаны и платья (сценография и костюмы заслуженного артиста России Эдуарда Терехова). Использование приема театра теней напоминает об изяществе старинных литографий, а неожиданные вкрапления в действо брейк-данса и рэпа соединяют эпохи.
Персонажи представляют собой маски, в каждой из которых запечатлено одно самое яркое качество человеческой натуры. Актеры нашли «изюминки» к своим образам. Похоже, они наслаждаются игрой, иронически посмеиваясь над героями.
Парочки -женственный Октав (Артемий Курчатов) и манерная Гиацинта (Елена Дворянскова), грубоватый Леандр (Майис Дадашов) и непосредственная Зербинетта (Елена Мякушина) -не в состоянии самостоятельно преодолеть препятствия, чтобы соединить свои судьбы. Недалекого ума Аргант, отец Октава (Александр Наугольное) и скупердяй Жеронт, отец Леандра (Николай Авдеев) намерены решить дело устройства будущего детей по своему усмотрению, ради выгоды. Не вмешайся вовремя Скапен, все случилось бы, как задумали старики…
Неправдоподобный финал – вполне в духе современных «мыльных опер». Аргант случайно (!) узнает, что Зербинетта- его родная, потерянная в младенчестве дочь, а значит, выдать ее за Леандра, сына Жеронта, – это удача. Счастье привалило и Жеронту: его – также потерянной – дочерью оказалась Гиацинта, незадолго до встречи с родным папашей успевшая тайно выйти замуж за Октава. Все в итоге обнимаются. Сплошной хэппи-энд! Что ж, это еще один повод посмеяться на собой и над телевизионными сериалами…
Ирина Печеркина