Признаем следующее:

Существование департамента по молодежной политики Ульяновской области в настоящее время бессмысленно и бесполезно.

За все постсоветские годы существования подобных «органов государственного управления» в Ульяновской области значимого эффекта и результата их деятельности так и не достигнуто.

Можно сказать жестче: и не могло быть достигнуто, так как были заданы неправильные цели, использованы негодные инструменты.

Виной тому – издержки и непригодность существующей парадигмы молодежной политики.

Кратко обрисуем ее суть, при этом во внимание примем не высокопарность фраз и провозглашаемых лозунгов, а конкретику и существо деятельности по факту:

– разовые развлекательные «шоу программы»;

– рекрутирование волонтеров для обслуживания текущей деятельности различных проектов;

– создание молодежной массовки на социально-значимых мероприятиях, организованных органами государственной власти;

– прямая имитация деятельности по некому патриотическому воспитанию молодежи;

– финансирование «абстрактных» по своей сути и содержанию молодежных проектов.

Причины подобного положения дел:

– кадровые: молодежная политика в большей степени завязана на идеологической и лидерской составляющей искусства управления. Ни руководство департамента, ни его рядовые исполнители не являются ни лидерами, чей авторитет мог бы быть признан среди молодого поколения, ни идеологами, могущими задавать ментальные образцы поведения для молодого поколения;

– организационно-управленческие: статус государственного органа мешает «центру выработки политики» быть таковым в полной мере, 80% времени уходит на внутреннюю отчетность и переписку с вышестоящими центрами управления. Сметный способ финансирования создает деструктивные стимулы «показательности освоения средств» в ущерб достижения качественных и количественных показателей.

Что предлагается взамен?

Упразднение департамента и преобразование его в агентство молодежного развития со статусом некоммерческой организации, соучредителями которого должны стать: Правительство Ульяновской области, крупнейшие высшие учебные заведения города, заинтересованные предприятия и частные лица, имеющие непререкаемый авторитет и уважение в сфере общественно-политической жизни.

Функции агентства: распорядитель государственного заказа на оказание молодежи различного рода услуг.

Сферы и направленность услуг:

– сфера досуга и организации отдыха – здесь важна работа в направлении повышения уровня доступности услуг, представленных на имеющемся рынке, софинансирование коммерческих проектов, направленных на появление новых видов отдыха молодого поколения;

– сфера получения дополнительного образования по направлениям и специальностям, направленным на расширения компетенций учащейся молодежи;

– сфера практической деятельности по выбранной профессии и специальности, устранение «перегибов» существующей системы бессмысленно преддипломной и производственно практики в направлении индивидуальных программ стажировок с четкими критериями оценки успешности их прохождения;

– сфера социальной поддержки молодых семей по существующим федеральным и региональным программам;

– сфера воспитания лидерских качеств, предпринимательского духа и профессиональных навыков: лидеры молодежи должны отличаться не лизоблюдством власти и выполнением ее «социальных» заказов, а собственной позицией и умением брать на себя личную ответственность за осязаемые результаты своей деятельности. Лидерство обязано проявляться в у умении подбирать команды единомышленников и выбирать собственное «поле» личного развития.

Агентство финансируется только на конкурсной основе, при предоставлении жестких проектных программ, с четкими критериями эффективности. Нарушение финансовой дисциплины и отклонение от заявленных параметров проекта безусловный повод отстранения от должности всей управленческой команды Агентства.

Наблюдательный совет агентства, сформированный из числа авторитетных людей города и области, и представляющих профессиональную среду управленцев является гарантом адекватности выбранной агентством программы действий.

Один из главных критериев результативности деятельности агентства должен явиться показатель привлечения негосударственных денежных средств и иных нематериальных вложений со стороны третьих лиц в реализуемые агентством проекты.

Руководитель агентства – человек нового поколения политического менеджмента, выбираемый по результатам гласного и открытого конкурса.