Тарас Лариохин.

Бывший младший сержант, начальник радиостанции 38-й Днестровской Краснознаменной стрелковой дивизии, а ныне полковник в отставке Виктор Янчиков закончил войну 11 мая 1945 года.

“Последний день войны застал нас в городе Ново-Место-на-Мораве под Прагой, – рассказал он РИА Новости. – О капитуляции Германии я узнал еще 8 мая, я же был радистом, но не имел права рассказывать другим. Хотя “солдатское радио” работало хорошо, но никто нам ничего официально не объявлял. Немцы же в Праге капитулировали 11 мая”.

“В этот день впервые наши военные самолеты вылетели в сторону фронта не с бомбами, а с листовками, где сообщалось об окончании войны, – продолжает ветеран.

“Наши солдаты проявили смекалку и добыли где-то бочку вина, моравского, мы устроили хорошее “чаепитие” с применением котелков, – вспоминает он. – Так торжественно мы никогда никаких событий не отмечали. Все говорили от души, от чистого сердца, вспоминали погибших друзей”.

Янчиков приехал в Вену на празднование Дня Победы по частному приглашению.

Он принимал участие и в освобождении Австрии.

“Однако из-под Граца нас перебросили на Прагу, – говорит ветеран. – На австрийской территории я пробыл буквально неделю”.

По его словам, “немецкие и австрийские части были деморализованы и отступали примерно на 20 километров в день”.

Янчиков ходил в тыл к немцам, участвовал в операциях по захвату пленных. Особо запомнилась одна, когда разведчики захватили сразу 28 немцев.

Трудностей на последнем этапе войны хватало. “Я человек – волжский, из Ульяновска, с родины Ленина, у нас степные просторы, а нам пришлось воевать в горах. Было очень психологически тяжело – горы давили, скалы, высоты, не хватало воздуха”, – вспоминает ветеран.

“После 11 мая мы получили приказ о переброске на Дальней Восток, как мы узнали лишь спустя некоторое время, для участия в японской кампании, однако в последний момент он был отменен, и всю 40-ю армию, в состав которой мы входили, направили в Одессу”, – рассказывает Янчиков.

У него осталась одна неосуществленная мечта – посетить могилу его сослуживца – радиста Панкова Виктора в горном селении Лепешно в Венгрии.

“В сентябре 1944 года, когда немцы засекли нас техническим постом и подвергли массированному обстрелу из 122-миллимитровых орудий, его убило на моих глазах”, – говорит Янчиков.

“Я не теряю надежды найти его родственников”, – сказал он.

“Нас осталось совсем мало, ветеранов, из моей дивизии – всего 124 человека. Мы поддерживаем связи, даже совершали походы по местам боев, однако из года в год становится все труднее”, – рассказывает ветеран, который был призван на войну, не окончив 10 классов.

“Закончились первые две четверти, в декабре 1942 года меня призвали, не дав доучиться до конца 10 класса. – говорит Янчиков. – Затем последовало училище связи в Ульяновске имени Орджоникидзе. “Мы поучились несколько месяцев и как способного ученика меня отправили в Горьковскую военную школу радистов, а затем в действующую армию”, – рассказывает он.

В свои 83 года он полон жизненных сил, хочет написать мемуары.