Гость майского номера — директор ФГУК «Государственный историко-мемориальный музей-заповедник «Родина В.И. Ленина» Александр Зубов.

Александр Николаевич Зубов родился в 1958 году в Сурском районе Ульяновской области. Окончил Ульяновский педагогический институт (специальность «история»). Работал председателем профкома, секретарем комитета ВЛКСМ УГПИ, завотделом пропаганды обкома ВЛКСМ, первым секретарем Ульяновского горкома ВЛКСМ. Музей-заповедник «Родина В.И. Ленина» возглавил в 1988 году.

— Александр Николаевич, вы «родом» из комсомола, какие самые яркие воспоминания о комсомольской юности?

— Самое главное воспоминание — работа с молодежью. Я сразу после школы был избран освобожденным секретарем комитета комсомола колхоза. Позже возглавил комсомольскую организацию пединститута. Она была очень сильной! У нас учились «сливки» — выпускники первой, второй школ Ульяновска, все эрудированные, активные, за версту бы почувствовали фальшь, лицемерие, формализм. Если уж работали, так работали, если проводили мероприятия — все от души, от чистого сердца. Жили весело!

Когда перешел на комсомольско-чиновничью работу — это, конечно, не то, что живая работа в коллективе, но и здесь было много яркого. Мы построили первый в городе МЖК, провели на родине Ленина первый советско-корейский фестиваль… А как боролись с молодежными группировками!

До сих пор поддерживаю контакты с ребятами, с которыми работали в пединституте. Студенческая, комсомольская дружба — самая крепкая, искренняя.

— А когда вы впервые почувствовали интерес к истории своей страны, своего края?

— Мне кажется, этот интерес был всегда! Знаете, какая у меня самая любимая песня? «С чего начинается Родина» в исполнении Марка Бернеса. Мне всегда было интересно изучать историю, докапываться до сути, выяснять, что да почему. Мы, историки, — народ въедливый. Еще студентами такие «неудобные» вопросы задавали преподавателям! Вот, например, почему Ленин крайне редко говорил слово «социализм», а только — «госкапитализм»?..

— А чему вас научила история, которую еще Цицерон называл наставницей жизни?

— В древности мудрые люди говорили: в истории можно оказаться двумя путями — войти или… влипнуть. Так что, прежде чем что-то сделать, надо подумать: войдешь ли ты в историю или влипнешь в нее. Я об этом так и заявил в начале 90-х годов замминистра культуры РФ по музеям Татьяне Никитиной — той самой, которая когда-то со своим мужем-бардом пела «ежик резиновый с дырочкой в правом боку». Я к ней приехал важные документы подписывать, а она недовольно: «Заповедник? Ленин? Да что это? Да зачем это?..». И я ей напомнил, что даже Ельцин отказался Ленина из Мавзолея выносить, узаконил наш ленинский заповедник. Ну, а когда вспомнили Грушинский фестиваль, комсомол, проблем с подписью уже не было.

История шуток не любит, ее нужно любить, уважать. Нельзя по ней «сапогом», она этого не прощает!

— В этом году государственному учреждению культуры, историко-мемориальному музею-заповеднику «Родина В.И.

Ленина» исполнилось 25 лет. С чего начиналось одно из «чудес» Ульяновска? И как ваша судьба переплелась с этим редкостным явлением?

— Наш заповедник — уникальный комплекс памятников истории, культуры, архитектуры старого Симбирска — был образован 2 октября 1984 года. Задолго до этого историки-краеведы несколько раз обращались к местным властям с призывом: городу нужен заповедник. Для того чтобы сохранить достопримечательные ленинские места, чтобы пропагандировать ленинское наследие. Но только с приходом первого секретаря обкома КПСС Геннадия Колбина — это человек новой формации, «глыба»! — проекту был дан «зеленый свет». Постановление о создании заповедника общесоюзного значения подписал Михаил Горбачев.

Спустя четыре года, когда первый директор заповедника Алексей Иванович Верняков ушел на пенсию, несколько месяцев не могли найти подходящую кандидатуру. Нужен был человек, который хорошо знает историю, имеет базовое историческое образование. А я еще и «родом» из комсомола… В общем, все сошлось. Правда, поначалу я энтузиазма не проявил, но ведь тогда и не спрашивали особо. Только в Министерстве культуры РФ сказали: «Не пожалеешь!». И добавили: «Ты уж работников своих не обижай, они и так обижены, что пришли работать в культуру!». Я эти слова через всю жизнь пронесу!

Вот так больше двадцати лет я — директор заповедника. Жизнь интересная, тернистая. Не роз на моем пути было больше, а шипов. Но самое главное, мы сберегли наш заповедник: и когда был развал Союза, и когда все отказались от имени Ленина, когда мы были никому не нужны — ни городу, ни области… Мы выстояли!

— А как вы решили вывести заповедник из рамок ленинской темы?

— В 90-х мы определились, что наш город — родина кудрявого, послушного, доброго мальчика Володи Ульянова, который отлично учился, на коньках катался… Ленина здесь не было! Как уехал Ульянов в Казань, так никогда больше в Симбирск не приезжал, только телеграммы присылал. И мы должны были воссоздать улицы, дома, которые видел он, его семья. Ту же мелочную лавку!

У нас здесь такие пласты истории, такой колоритный город! Самобытный, до сих пор не познанный. Еще изучать и переизучать нам нашу историю!

— На территории заповедника действует 14 музеев и выставочный зал. Экспозиция какого музея лично для вас наиболее интересна?

— Они мне все дороги и интересны, каждый по-своему. Каждый самобытен, со своей судьбой. С каждым многое связано. Разве можно забыть, например, как открывали музей-гимназию? Какой скандал был из-за того, что мы — в соответствии с исторической правдой! — повесили портреты царей и иконы, и как помогла нам поддержка первого секретаря обкома партии Юрия Горячева…

А как воссоздавали знаменитую чувашскую школу, где работал Иван Яковлев — друг Ильи Николаевича Ульянова. Именно к нему первому пришел Володя, когда умер отец. Этот исторический факт запечатлен в картине, которая теперь находится в школе.

А как музей городского быта открывали — под Новый год, как жители начали приносить старинные вещи. Когда люди видят, что их вещи, фотографии есть где выставлять, они их уступают охотнее. Вот актер Владимир Павлов, потомок Яковлева, продал нам, наконец, некоторые подлинные вещи той эпохи. В частности, замечательный ломберный столик.

Каждый новый музей для меня как младший любимый ребенок. Мы его «одеваем, обуваем», все силы, энергию бросаем, чтобы поднять! Я туда потом года два не хожу, настолько выкладываюсь. Сейчас все силы бросаем на Музей истории симбирской почты. Восстанавливаем Дом-музей архитектора Ливчака. Здание три года без тепла было! Музей пожарной охраны взяли на баланс, восстановим и его. Музей археологии планируем открывать. Как говорится, только успевай поворачиваться.

— В музее-заповеднике ведется активная исследовательская работа. А вы успеваете ею заниматься?

— Я должен этим заниматься. Но для себя решил одно: лучше лишний раз встречусь с ульяновскими студентами, публично выступлю в СМИ, чем напишу какую-нибудь научную статью. Вот это и есть моя исследовательская работа, популяризация и пропаганда нашего заповедника!

— В понятии обывателя музей — это нечто камерное, строгое. А у вас жизнь кипит! Проходят всевозможные праздники, встречи с известными людьми, конкурсы, выставки, научно-практические конференции, корпоративные мероприятия…

— А все потому, что у нас молодой, творческий, энергичный коллектив. Горжусь своими сотрудниками, они живут делом, отдают все силы, душу вкладывают! Каждый специалист — «штучный товар». Когда к нам приезжал Михаил Швыдкой, он сказал: «Ребята, вы на уровне Москвы работаете». Так у нас и подготовка — столичная! Главный хранитель фондов Наталья Федотова окончила Московский историко-архивный институт. Ирина Котова — идеолог всех наших музеев, искусствовед, кандидат наук — училась в Академии художеств в Ленинграде. Ольга Туркина — кандидат исторических наук — в прошлом году выиграла грант Владимира Потанина «Меняющийся музей в меняющемся мире». Мы берем в наш коллектив выпускников вузов — ярких, талантливых, которые хотят что-то сделать. И моя задача как директора — дать им возможность раскрыться, обеспечить нормальные бытовые и хозяйственные условия.

— Окружают ли вас предметы старины в домашней обстановке?

— У меня очень много старинных часов, какое-то умиротворение от них. Некоторые старинные вещи остались от родителей жены, ее бабушки. Например, очень красивая фарфоровая статуэтка — лебеди с переплетенными шеями. Наверное, в Ульяновске такой ни у кого нет.

— Испытала незабываемые впечатления, прокатившись на отреставрированном фаэтоне, за который заповедник заплатил около полумиллиона рублей. Среди ваших раритетов — старинная пожарная машина. А у директора заповедника есть любимое средство передвижения?

— Я люблю ходить пешком. Не любитель транспорта: слишком много времени проводил в поездах, самолетах. Особенно когда только возглавил заповедник — не «вылезал» из Москвы.

— Заповедник владеет уникальными коллекциями живописи, предметов прикладного искусства, этнографии, редких книг. А какие сокровища — предмет вашей особой гордости?

— Наш историко-мемориальный квартал с деревянными усадьбами площадью 46,3 гектара,

который расположен в центре города. Такого в мире нет нигде!

— Содержание музейного комплекса финансируется из федерального бюджета, однако реалии рыночного времени таковы, что без дополнительных источников дохода не обойтись…

— Мы занимаемся въездным туризмом. Получили лицензию на туроператорскую деятельность, купили свой транспорт — автобус, «Газель», и уже напрямую заключаем договоры с фирмами, организующими теплоходные туры. Нам приятно, что интерес к достопримечательностям Ульяновской области со стороны жителей других регионов возрождается. Недавно, например, приезжала группа школьников из Рязани. Все, что мы сберегли, приносит свои плоды. Люди к нам едут.

Посмотрите, как истово берегут свою историю в Австрии, Франции, Италии! И это привлекает туристов, работает на экономику страны. Я не перестаю внушать «отцам города», что в Ульяновск поедут не новый торговый центр смотреть. В других городах уже лучше построили! Нет, к нам поедут смотреть воссозданный исторический облик провинциального города столетней давности. Я — за прогресс. Никуда мы от него не денемся, будем развиваться. Но как можно уничтожать уникальные исторические объекты?!

— Неоднократно слышала положительные отклики горожан по поводу свадеб, проведенных на территории музейного комплекса.

— Действительно, мы сейчас проводим много свадеб. Только в один день 14 февраля их состоялось 26! Сейчас уже на осень люди записываются.

Заказывают и купеческую свадьбу, и в народном стиле, и в стиле модерн — в старинном особняке, с появлением таинственной маски. Кто-то даже в музее-гимназии желает обручиться. Или на засечной черте: невеста прячется в башенке, где стрельцы ее охраняют. Выдаем молодым старинную грамоту, скрепленную царской печатью, делаем оригинальные фотографии. Все это так интересно, необычно, на всю жизнь запоминается! И потом, у нас же нет потока, нет официоза, как в загсе.

— История не просто чередование эпох и времен. Это бесконечная галерея исторических портретов людей, прошедших по земле. А кто из них вам наиболее близок?

— Пожалуй, Кромвель в Англии. Он смог поднять за собой народ. У французов — Робеспьер, Марат с их попытками что-то изменить. Из наших царей мне импонирует Александр III, во времена правления которого Россию уважали. Только он мог сказать: «Пока я ловлю рыбу, Европа подождет!». Интересная и своеобразная личность Павел I, убитый с молчаливого согласия собственного сына. Конечно, Ленин, который перевернул весь мир. Уверен, бренду «Родина Ленина» реально дать вторую жизнь. Хотим мы этого или нет, но к Ленину, его идеям социальной справедливости и равенства будут обращаться всегда. Не случаен же сегодня интерес на Западе к Карлу Марксу. Любая историческая личность неоднозначна. Эти люди вызывают уважение уже потому, что шли напролом, наперекор системе, против взглядов большинства. Вот и мой девиз — слова из прекрасной песни Александры Пахмутовой: «Чтоб тебя на земле не теряли, постарайся себя не терять!».

Татьяна Задорожняя