Гость майского номера — директор ФГУК «Государственный историко-мемориальный музей-заповедник «Родина В.И. Ленина» Александр Зубов. Александр Николаевич Зубов родился в 1958 году в Сурском районе Ульяновской области. Окончил Ульяновский педагогический институт (специальность «история»). Работал председателем профкома, секретарем комитета ВЛКСМ УГПИ, завотделом пропаганды обкома ВЛКСМ, первым секретарем Ульяновского горкома ВЛКСМ. Музей-заповедник «Родина В.И. Ленина» возглавил в 1988 году. — Александр Николаевич, вы «родом» из комсомола, какие самые яркие воспоминания о комсомольской юности? — Самое главное воспоминание — работа с молодежью. Я сразу после школы был избран освобожденным секретарем комитета комсомола колхоза. Позже возглавил комсомольскую организацию пединститута. Она была очень сильной! У нас учились «сливки» — выпускники первой, второй школ Ульяновска, все эрудированные, активные, за версту бы почувствовали фальшь, лицемерие, формализм. Если уж работали, так работали, если проводили мероприятия — все от души, от чистого сердца. Жили весело! Когда перешел на комсомольско-чиновничью работу — это, конечно, не то, что живая работа в коллективе, но и здесь было много яркого. Мы построили первый в городе МЖК, провели на родине Ленина первый советско-корейский фестиваль… А как боролись с молодежными группировками! До сих пор поддерживаю контакты с ребятами, с которыми работали в пединституте. Студенческая, комсомольская дружба — самая крепкая, искренняя. — А когда вы впервые почувствовали интерес к истории своей страны, своего края? — Мне кажется, этот интерес был всегда! Знаете, какая у меня самая любимая песня? «С чего начинается Родина» в исполнении Марка Бернеса. Мне всегда было интересно изучать историю, докапываться до сути, выяснять, что да почему. Мы, историки, — народ въедливый. Еще студентами такие «неудобные» вопросы задавали преподавателям! Вот, например, почему Ленин крайне редко говорил слово «социализм», а только — «госкапитализм»?.. — А чему вас научила история, которую еще Цицерон называл наставницей жизни? — В древности мудрые люди говорили: в истории можно оказаться двумя путями — войти или… влипнуть. Так что, прежде чем что-то сделать, надо подумать: войдешь ли ты в историю или влипнешь в нее. Я об этом так и заявил в начале 90-х годов замминистра культуры РФ по музеям Татьяне Никитиной — той самой, которая когда-то со своим мужем-бардом пела «ежик резиновый с дырочкой в правом боку». Я к ней приехал важные документы подписывать, а она недовольно: «Заповедник? Ленин? Да что это? Да зачем это?..». И я ей напомнил, что даже Ельцин отказался Ленина из Мавзолея выносить, узаконил наш ленинский заповедник. Ну, а когда вспомнили Грушинский фестиваль, комсомол, проблем с подписью уже не было. История шуток не любит, ее нужно любить, уважать. Нельзя по ней «сапогом», она этого не прощает! — В этом году государственному учреждению культуры, историко-мемориальному музею-заповеднику «Родина В.И. Ленина» исполнилось 25 лет. С чего начиналось одно из «чудес» Ульяновска? И как ваша судьба переплелась с этим редкостным явлением? — Наш заповедник — уникальный комплекс памятников истории, культуры, архитектуры старого Симбирска — был образован 2 октября 1984 года. Задолго до этого историки-краеведы несколько раз обращались к местным властям с призывом: городу нужен заповедник. Для того чтобы сохранить достопримечательные ленинские места, чтобы пропагандировать ленинское наследие. Но только с приходом первого секретаря обкома КПСС Геннадия Колбина — это человек новой формации, «глыба»! — проекту был дан «зеленый свет». Постановление о создании заповедника общесоюзного значения подписал Михаил Горбачев. Спустя четыре года, когда первый директор заповедника Алексей Иванович Верняков ушел на пенсию, несколько месяцев не могли найти подходящую кандидатуру. Нужен был человек, который хорошо знает историю, имеет базовое историческое образование. А я еще и «родом» из комсомола… В общем, все сошлось. Правда, поначалу я энтузиазма не проявил, но ведь тогда и не спрашивали особо. Только в Министерстве культуры РФ сказали: «Не пожалеешь!». И добавили: «Ты уж работников своих не обижай, они и так обижены, что пришли работать в культуру!». Я эти слова через всю жизнь пронесу! Вот так больше двадцати лет я — директор заповедника. Жизнь интересная, тернистая. Не роз на моем пути было больше, а шипов. Но самое главное, мы сберегли наш заповедник: и когда был развал Союза, и когда все отказались от имени Ленина, когда мы были никому не нужны — ни городу, ни области… Мы выстояли! — А как вы решили вывести заповедник из рамок ленинской темы? — В 90-х мы определились, что наш город — родина кудрявого, послушного, доброго мальчика Володи Ульянова, который отлично учился, на коньках катался… Ленина здесь не было! Как уехал Ульянов в Казань, так никогда больше в Симбирск не приезжал, только телеграммы присылал. И мы должны были воссоздать улицы, дома, которые видел он, его семья. Ту же мелочную лавку! У нас здесь такие пласты истории, такой колоритный город! Самобытный, до сих пор не познанный. Еще изучать и переизучать нам нашу историю! — На территории заповедника действует 14 музеев и выставочный зал. Экспозиция какого музея лично для вас наиболее интересна? — Они мне все дороги и интересны, каждый по-своему. Каждый самобытен, со своей судьбой. С каждым многое связано. Разве можно забыть, например, как открывали музей-гимназию? Какой скандал был из-за того, что мы — в соответствии с исторической правдой! — повесили портреты царей и иконы, и как помогла нам поддержка первого секретаря обкома партии Юрия Горячева… А как воссоздавали знаменитую чувашскую школу, где работал Иван Яковлев — друг Ильи Николаевича Ульянова. Именно к нему первому пришел Володя, когда умер отец. Этот исторический факт запечатлен в картине, которая теперь находится в школе. А как музей городского быта открывали — под Новый год, как жители начали приносить старинные вещи. Когда люди видят, что их вещи, фотографии есть где выставлять, они их уступают охотнее. Вот актер Владимир Павлов, потомок Яковлева, продал нам, наконец, некоторые подлинные вещи той эпохи. В частности, замечательный ломберный столик. Каждый новый музей для меня как младший любимый ребенок. Мы его «одеваем, обуваем», все силы, энергию бросаем, чтобы поднять! Я туда потом года два не хожу, настолько выкладываюсь. Сейчас все силы бросаем на Музей истории симбирской почты. Восстанавливаем Дом-музей архитектора Ливчака. Здание три года без тепла было! Музей пожарной охраны взяли на баланс, восстановим и его. Музей археологии планируем открывать. Как говорится, только успевай поворачиваться. — В музее-заповеднике ведется активная исследовательская работа. А вы успеваете ею заниматься? — Я должен этим заниматься. Но для себя решил одно: лучше лишний раз встречусь с ульяновскими студентами, публично выступлю в СМИ, чем напишу какую-нибудь научную статью. Вот это и есть моя исследовательская работа, популяризация и пропаганда нашего заповедника! — В понятии обывателя музей — это нечто камерное, строгое. А у вас жизнь кипит! Проходят всевозможные праздники, встречи с известными людьми, конкурсы, выставки, научно-практические конференции, корпоративные мероприятия… — А все потому, что у нас молодой, творческий, энергичный коллектив. Горжусь своими сотрудниками, они живут делом, отдают все силы, душу вкладывают! Каждый специалист — «штучный товар». Когда к нам приезжал Михаил Швыдкой, он сказал: «Ребята, вы на уровне Москвы работаете». Так у нас и подготовка — столичная! Главный хранитель фондов Наталья Федотова окончила Московский историко-архивный институт. Ирина Котова — идеолог всех наших музеев, искусствовед, кандидат наук — училась в Академии художеств в Ленинграде. Ольга Туркина — кандидат исторических наук — в прошлом году выиграла грант Владимира Потанина «Меняющийся музей в меняющемся мире». Мы берем в наш коллектив выпускников вузов — ярких, талантливых, которые хотят что-то сделать. И моя задача как директора — дать им возможность раскрыться, обеспечить нормальные бытовые и хозяйственные условия. — Окружают ли вас предметы старины в домашней обстановке? — У меня очень много старинных часов, какое-то умиротворение от них. Некоторые старинные вещи остались от родителей жены, ее бабушки. Например, очень красивая фарфоровая статуэтка — лебеди с переплетенными шеями. Наверное, в Ульяновске такой ни у кого нет. — Испытала незабываемые впечатления, прокатившись на отреставрированном фаэтоне, за который заповедник заплатил около полумиллиона рублей. Среди ваших раритетов — старинная пожарная машина. А у директора заповедника есть любимое средство передвижения? — Я люблю ходить пешком. Не любитель транспорта: слишком много времени проводил в поездах, самолетах. Особенно когда только возглавил заповедник — не «вылезал» из Москвы. — Заповедник владеет уникальными коллекциями живописи, предметов прикладного искусства, этнографии, редких книг. А какие сокровища — предмет вашей особой гордости? — Наш историко-мемориальный квартал с деревянными усадьбами площадью 46,3 гектара, который расположен в центре города. Такого в мире нет нигде! — Содержание музейного комплекса финансируется из федерального бюджета, однако реалии рыночного времени таковы, что без дополнительных источников дохода не обойтись… — Мы занимаемся въездным туризмом. Получили лицензию на туроператорскую деятельность, купили свой транспорт — автобус, «Газель», и уже напрямую заключаем договоры с фирмами, организующими теплоходные туры. Нам приятно, что интерес к достопримечательностям Ульяновской области со стороны жителей других регионов возрождается. Недавно, например, приезжала группа школьников из Рязани. Все, что мы сберегли, приносит свои плоды. Люди к нам едут. Посмотрите, как истово берегут свою историю в Австрии, Франции, Италии! И это привлекает туристов, работает на экономику страны. Я не перестаю внушать «отцам города», что в Ульяновск поедут не новый торговый центр смотреть. В других городах уже лучше построили! Нет, к нам поедут смотреть воссозданный исторический облик провинциального города столетней давности. Я — за прогресс. Никуда мы от него не денемся, будем развиваться. Но как можно уничтожать уникальные исторические объекты?! — Неоднократно слышала положительные отклики горожан по поводу свадеб, проведенных на территории музейного комплекса. — Действительно, мы сейчас проводим много свадеб. Только в один день 14 февраля их состоялось 26! Сейчас уже на осень люди записываются. Заказывают и купеческую свадьбу, и в народном стиле, и в стиле модерн — в старинном особняке, с появлением таинственной маски. Кто-то даже в музее-гимназии желает обручиться. Или на засечной черте: невеста прячется в башенке, где стрельцы ее охраняют. Выдаем молодым старинную грамоту, скрепленную царской печатью, делаем оригинальные фотографии. Все это так интересно, необычно, на всю жизнь запоминается! И потом, у нас же нет потока, нет официоза, как в загсе. — История не просто чередование эпох и времен. Это бесконечная галерея исторических портретов людей, прошедших по земле. А кто из них вам наиболее близок? — Пожалуй, Кромвель в Англии. Он смог поднять за собой народ. У французов — Робеспьер, Марат с их попытками что-то изменить. Из наших царей мне импонирует Александр III, во времена правления которого Россию уважали. Только он мог сказать: «Пока я ловлю рыбу, Европа подождет!». Интересная и своеобразная личность Павел I, убитый с молчаливого согласия собственного сына. Конечно, Ленин, который перевернул весь мир. Уверен, бренду «Родина Ленина» реально дать вторую жизнь. Хотим мы этого или нет, но к Ленину, его идеям социальной справедливости и равенства будут обращаться всегда. Не случаен же сегодня интерес на Западе к Карлу Марксу. Любая историческая личность неоднозначна. Эти люди вызывают уважение уже потому, что шли напролом, наперекор системе, против взглядов большинства. Вот и мой девиз — слова из прекрасной песни Александры Пахмутовой: «Чтоб тебя на земле не теряли, постарайся себя не терять!». Татьяна Задорожняя Материалы комментируем в нашем телеграм-канале
|
|
|
Nadezhda
Саша!
Я помню вас еще с тех пор, когда вы были секретарем комитета ВЛКСМ УГПИ.
Только сейчас в "Апокрифах" на сайте "Прогулки по Ульяновску" дала отповедь вашим хулителям, тем, кто желает наш город превратить в сплошную краснокирпичную безвкусицу. Благодарна вам за то, что именно вы отстояли "Теремок".
Однако как случилось, что жильцы дома № 32 по ул. Красноармейской пострадали от действий ООО "Алма"?
Была урезана и без того мизерная придомовая территория?
Торги по участку под многоэтажную новостройку (ул. Радищева, д. 33, к.1корп.1) не проводились вообще, и осударственная земля коммерсантам досталась бесплатно?
Дом № 32 был предоставлен врачам-участникам ВОВ более 60 лет тому назад, в нем проживали Заслуженные учителя, врачи, архитекторы Самые известные из них – Е.М. Чучкалов и Л.Б.Фабрикант. Этот дом – уже есть история нашего города вне зависимости от того, будет ли он признан таковым официально.
Если бы в целях противопожарной охраны какому-нибудь коммерсанту, вздумавшему построить на территории скверика жилой дом, было бы предписано выложить с одной стороны памятника Гончарову (или Ленину)дополнительную кладку красного кирпича либо соорудить фонтаны, которые бы поливали памятник сверху в целях пожаротушения, то такие бы «охранные» мероприятия, запланированные в положительном заключении государственной экспертизы по новострою показались бы человеку, по меньшей мере сомнительными, и однозначно неприемлемыми.
– «Охранные» меры в виде сплошной кирпичной кладки вдоль одной из стен для деревянного дома – 33 по ул. Радищева (дом Кабанова, памятник культуры местного значения) у экспертов, проводивших Госэкспертизу проектной документации, вопросов не вызвали.
К сожалению, увидела там и ваше согласование.
Саша! Вы действительно любите историю своего
города. Вы знаете ее как никто другой.
Но вы просто обязаны исправить свою ошибку!
Пожалуйста, сделайте все возможное как по поводу дома Кабанова, так и по поводу д. 32 по ул. Красноармейской!
Может быть, есть возможность поставить вопрос о сохранности этого дома как памятника культуры?
С уважением.
Amigo
С прошлого года в правительстве области завис документ "Зоны охраны исторических памятников Ульяновска". Там как раз предусмотрены самые жесткие ограничения по строительству. Документ готовился в тесном сотрудничестве с заповедником. Но… подписание его тормозится на самом высоком уровне. Может быть, кто-то из олигархов кому-то "оказал благотворительную помощь", чтоб придержали этот документ?
Надежде
Указанные здания переданы под контроль господину Хаутиеву. Госэкспертиза там в порядке, ведь сами же пишете об этом. Кроме того, у суда впоросов так же не возникло. Ну и наконец, согласование было относительно этажности с условием выполенения охранных мероприятий.
GoDZilla
Я давеча прогулялся по этому музею-заповеднику. Надо сказать, что не был тут давно с начала 90-х. Впечатления от прогулки самые грустные: время оставило печать буквально всюду. По самому мемориалу страшно ходить, кругом огорожено, сверху того и гляди сорвется очередная мраморная плита. Деревянные здания выглядят лучше! Памятники тоже просели. Сама площадь так же выглядит невзрачно. Мраморные и тротуарные плиты просели, полопались. Все превращается из бывшего великолепие в убожество. Через пару лет и туристов страшно водить будет.
Годзилле
Вы мемориал с музеем не путайте. Мемориал это мемориал, а заповедник это музейный комплекс который к мемориалу никакого отношения не имеет! подробнее : http://www.ulzapovednik.ru
GoDZilla
А кто рулит мемориалом не подскажете? Чтобы при случае своё "фу" выразить?
Годзилле
Его директором является Валерий Перфилов
Кузьма Егоров
Не Перфилов, а Шабалин Эдуард Сергеевич. На реставрацию Мемориала необходимы сотни миллионов рублей
Nadezhda
Саша!
Спасибо за ответ, но он меня не устроил, ибо как может быть "в порядке" экспертиза, пусть и под названием "положительная" при вышеописанных мной условиях, с красной сплошной, во всю стену (!!!), кирпичной кладкой на памятнике культуры?! Ведь это есть прямое его разрушение! Вот и более чем странно, что экспертиза "положительная". Ведь все, кто ставил там подписи, были дееспособными людьми!
"Господин" (как вы его назвали) Хаутиев выдал по своей части предписание, которое осталось, между прочим, в силе, однако застройщиком не выполняется.
Предписанное вами снижение этажности не соблюдено, дом строится высотой 22,5 метра = 7 этажей, расстояние между домами (памятником культуры и многоэтажкой) – всего 6 метров.
В общем, я поняла по вашему ответу, что делать что-либо вы, скорее всего, уже не можете либо по каким-то серьезным причинам не хотите.
Очень жаль. При такой ситуации памятников культуры у нас в городе будет все меньше и меньше. Я очень обрадуюсь, если ошибусь…
максим
должна существовать ротация кадров А. Зубова в отставку!!! заработался, пора отдохнуть.
Nadezhda
Между прочим, я не собиралась делать таких предложений.
Теремок-то нам Саша спас!
Но почему "спасение" идет выборочное, когда нужно отстаивать сохранность всех памятников культуры: и входящих в Заповедник и не входящих?
Вот в чем вопрос!
Nadezhde
Уважаемая Надежда!
Вы говорите правильно, должны были быть разработаны охранные мероприятия, в связи с чем предписание было сделано правильно. Однако оно строителями не соблюдается. В свою очередь, заповедник не является органом охраны памятников, а является лишь музейным комплексом. Поэтому каких-либо полномочий у нас нет. Мы можешь лишь поднять общественность, чтобы заставить строителей соблюдать и выполнять охранные мероприятия.
Nadezhda
Вот и поднимите общественность!
А в качестве самой действенной меры предлагаю вам, Саша,
отзыв своего , согласования и печати … с соответствующего листа "положительной" Государственной экспертизы.
Это не мое ноу-хау, а нашей Мэрии в лице Земельного Комитета, который принимает такие отзывы согласований и печатей с проектов границ формируемых земельных участков.
Любовь Чиликова
Надежде
Зубов – один в поле воин, к сожалению. сражается с целой армией и делает даже больше, чем может.
Nadezhda
Я не против Саши, а за то, чтобы человек исправлял свои ошибки! Они очень дорого обходятся людям и памятникам культуры.
Алексей
Зубову.
Вы сами говорили жильцам о том ,что участок для строительства по Радищева,33 несоразмерно мал,что там невозможно обеспечить допустимые разрывы,возникнет полная просматриваемость квартир,жильцы лишаться солнечного света,всех необходимых дому площадок и все таки согласовали проект.
А по поводу наших "справедливых" судов и положительных "независимых" экспертих можно сказать следующее: 15.05.09 состоялся суд между ООО "АЛМА" и Комитетом по культурному наследию. Комитет выиграл !!!
Решение о приостановки стройки по Радищева,33 ,осталось в силе.А вы пишите о положительном заключении госкспертизы и судах ,у которых не возникло никаких вопросов.
Не Зубов, но в теме
Комитет не выиграл суд. Предписание по приостановлению строительства было адресовано не ООО, а его директору как частному лицу. Поэтому суд отказал в удовлетворении исковых требований. Экспертиза была, результат ее есть и все мы его знаем. Суд имел дело с фактами, а положительное заключение экспертизы один из таких фактов. Или Вы считаете, что нужно было ее оспорить?
Nadezhda
Внесем ясность, "не Зубов"! Это ООО "Алма" (в Арбитраже) и ее директор Алмакаев (в районном суде) принесли жалобы на предписание, а предписание Комитета оставили в силе. И вы еще говорите, что Комитет не выиграл суд? Тогда вы, мягко говоря, всех дезинформируете!
Могу только подтвердить, что решения судов еще не вступили в законную силу, но факт незаконного строительства налицо! И ложность "положительной" экспертизы тоже. Для этого даже не нужно ее оспаривать..
А, кстати, почему, несмотря на решения судов и предписание, строительство не прекращено, почему продолжаете усиленно строить, "Не Зубов"?
Разрушать историю нашего города?
Надежде
Вы же понимаете, что пока экспертиза не оспорена, то нельзя считать ее незаконной. Формально, строительство ведется при наличии всех документов. О начале проектно-изыскательских работ было напечатано в газете, комитет полгода на это никак не реагировал. И лишь только когда строительство началось, он выдал предписание. Почему комитет молчал полгода?
А вот почему строительство ведется я Вам, увы, ответить не могу. Я лишь знаю, что ООО "Алма", в случае приостановления строительства собирается обращаться во всевозможные инстанции, чтобы вернуть хоть часть денег, потраченных на строительство.
Nadezhda
Саша!
В экспертизе написано, что д. 33 (дом Кабанова) – это административное здание, то есть обычный дом, не памятник культуры.
Но вы то ведь знали, что это заведомая ложь! или не читаете, что подписываете?
татьяна
А кто в этом виноват ? Сначала бесплатно хапнули ,с помощью чиновников землю в центре,потом , не считаясь ,с тем что создают скотские условия для жизни людей живущих рядом,строят дом впритык к соседним зданиям,без дворов и зелени , чтобы заработать по-максимуму. А теперь они еще и жертвы ? А всех кто это разрешил и подписал надо вывесить , с фотографиями, на доску почета ?!
Nadezhda
В стихотворении «Черновые наброски» (1830, опубл. 1855) А. С. Пушкин пишет:
Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу;
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
О нашем беспамятстве и безразличии к разрушению памятников культуры, о забвении истории, читайте здесь:
http://ulpressa.ru/news/2009/05/19/article82680/
"Архив прославит нас своим крушением"
http://www.sm-k.narod.ru/archives/2009/mar/34/22.html
Вторник 31 Марта 2009 года №34(3202),
"Где мы живем " – о ситуации, описанной выше