Григорий Половов одним взглядом на кольчугу влет отличит славянское плетение от рыцарского. Потому что сам изготовил немало «железных рубах»
Рысь
– Мне всегда была интересна история, – поделился с репортером «НАШей газеты» 24-летний Григорий Половов. – Когда учился в Ульяновске в сельхозакадемии, узнал, что в городе есть военно-историческое объединение «Рысь». Сразу пошел туда заниматься.
Занятия в клубе были организованы очень тщательно. Три раза в неделю молодежь изучала азы рукопашного боя, историческое фехтование и сценическое мастерство.
– Рукопашным боем с нами занимался бывший спецназовец. Жестоко было! – вспоминает Григорий. – Учились ведению игрового боя – отрабатывали трюки, падения. Попутно учились плести кольчуги, ковать мечи.
По выходным «витязи» отправлялись на ипподром – учиться ездить на лошадях.
– Там ребятам давали скаковых коней, – рассказывает Григорий. – Они по кругу на жеребцах скачут, а я на своих двоих рысцой чешу.
И смеется:
– Вы на меня посмотрите! Во мне весу 96 килограмм, меня ж не одна скаковая лошадь не выдержит. Но занятия все равно не пропускал. Тренер у нас замечательный был, хорошо из нас умел дурь выколачивать.
Эгоист
По окончании учебы в СГА дипломированный специалист Половов вернулся работать на родину.
– Перспективы были разные. Можно было и в Москву податься – в рыцарском одеянии сниматься в кино, клипах, участвовать в шоу, – делится Григорий. – Но это интересно съездить раз, два. Ну три… А потом все надоедает. К тому же я Тагай люблю. Свое село считаю очень интересным, здесь вполне можно жить и творить.
Половов и творит. Организовал при местном Доме культуры теперь уже свое объединение. Где передает свое мастерство всем желающим.
– Я эгоист, – улыбается Григорий, – я все делаю для себя. Люблю я это дело – латы, шлемы, мечи… Хочу этим заниматься. Поэтому и занимаюсь. Конечно, на большой земле за это можно получать приличные деньги. Участвовать в концертах, турнирах. А здесь… Практически все за бесплатно. Только ради удовольствия.
Однако удовольствие все же получается не из дешевых. На одну кольчугу нужно 24 кг проволоки. Бесплатно всем нуждающимся ее, как известно, не раздают. Вот и приходится какие-то свои изделия продавать.
– Сплести кольчугу совсем не сложно, – делится секретами мастерства Григорий. – В любом учебнике истории подробно все расписано. Показано, как соединять колечки.
НАШа справка
Мастера-кузнецы составляли кольчуги не менее чем из двадцати тысяч колец от 6 до 13 мм в поперечнике, при толщине проволоки 0,8-2,0 мм. Шестьсот метров проволоки требовалось для изготовления всего одной “железной рубашки”. Кольца обычно бывали одинакового диаметра; лишь в позднем средневековье стали сочетать кольца разной величины, прикрывая наиболее уязвимые части тела мелким плетением. Некоторые кольца заваривалась наглухо. Каждые четыре таких кольца соединялись одним разомкнутым, которое после этого заклепывалось.
– Одна только трудность есть в плетении кольчуги, – признается Григорий. – Нигде нет описания – как соединять готовые части изделия. Чтобы не было комка или грубого перехода. Здесь уже каждый придумывает ходы сам. Древнерусская кольчуга отличается от западноевропейской. Я сразу отличу «славянскую» от «рыцарской». По способу соединения. На Руси кольчугу сшивали по бокам как рубаху. А у рыцарской под мышками вставляли клин.
Цена такого доспеха варьируется от 2,5 тысяч рублей до 12. В зависимости от тонкости проволоки, из которой она плелась, и от техники исполнения.
– Просто вязаная – дешевле, а если клепанная, дороже, – заключает Половов.
Фаер-шоу
По словам Григория, рыцарское братство – не просто слова. Друзья не бросают, не забывают друг друга.
– Я всегда остаюсь в обойме. В любой момент могут позвонить и предложить – здесь намечаются соревнования или съемки, поедешь? Конечно, соглашаюсь. Вот и сейчас у меня намечены две поездки – в Москву и Саранск.
В таких путешествиях Половов черпает новые идеи для своего творчества. Например, увидел шикарную игру огнями. И подумал – почему бы в Майнском районе не попробовать организовать что-то подобное.
– Сложного ничего нет, – рассказывает Григорий. – Делаешь факела, замачиваешь в керосине. А техника работы ими точно такая же, как и мечом.
Конечно, не обходится и без курьезов.
– Огонь есть огонь, то одежду на себе подпалишь, то растительность на голове. Поэтому я и лысый, – смеясь, оглаживает он себя по голове