За долгие годы работы в Научно-исследовательском институте атомных реакторов у большинства сотрудников о Владимире Андреевиче Цыканове сложилось представление как о «главном научном двигателе».

Мало чего в НИИАРе не касалась рука, не осмысливала голова этого человека, мало какие достижения обошлись без его непосредственного участия и руководства.

В первую очередь сооружение уникальных инструментов для научных исследований в области овладения энергией ядер – комплекса исследовательских реакторов, каждый из которых представляет собой самостоятельный вклад в становление отечественного реакторостроения. Этого требовали государственные задачи форсированного развития атомной энергетики и ядерного щита страны. Работа реакторных установок в «одной упряжке» с материаловедческой, радиохимической и ядерно-физической лабораториями позволила глубже изучить свойства атомных ядер, установить закономерности изменения характеристик материалов под действием излучений высокой интенсивности, а также научиться получать недоступные ранее искусственные радиоактивные элементы. Сложились реальные условия для обеспечения экспериментальных работ в ряде новых научных направлений, причем такого уровня, что отечественная наука вы- двигалась на передовые позиции. Стало возможным и создание научного задела для развития этих направлений. Роль юбиляра в достижении поставленных целей была определяющей во всем: и в плане научного вклада, а зачастую и инженерного, и в плане организационного.

Много лет Владимиру Андреевичу пришлось работать в разгар «холодной войны». Тогда «ядерные» знания были очень скудными, а всякий «заимствованный» за рубежом результат часто должен был тщательно проверяться на «непровокационность», и зачастую быстро получить его нужно было своими силами.

Главное и любимое «детище» Владимира Андреевича – высокопоточный исследовательский реактор СМ, непревзойденный по характеристикам источник нейтронов, который остается таковым до сих пор, несмотря на приближающийся к 50-летию возраст. В этот выдающийся плод машиностроительной мысли вложены его знания, опыт и, по-видимому, большая часть души. Он изучил эту «машину» до винтика, лично участвовал в оснащении самыми современными средствами научных исследований и постоянно следил, чтобы они всегда отвечали потребностям развития научных направлений. Разработанные Владимиром Андреевичем предложения по развитию плодотворной и актуальной до сих пор идеи конструкции реактора СМ-2 сегодня с успехом реализуют на практике его последователи – ученики.

Реактор МИР – испытательный реактор для инженерных исследований – второй объект постоянного внимания юбиляра, потребовавший не меньших затрат «мыслительной» и нервной энергии. «Транспортная» специфика работ на реакторе накладывала свой отпечаток на управление большим коллективом испытателей, который он возглавлял. На помощь ему снова пришли глубокие знания предмета, детально изученного уже тогда, когда лично организовал и непосредственно участвовал в физическом и энергетическом пуске. Много усилий было вложено в работы по вводу основного реакторного научного инструментария – мощных петлевых установок с водой под давлением, кипящей водой, свинцом-висмутом, натрием и гелием. Заложенные Цыкановым в то время основы организации работ с доминирующей ролью высокой персональной ответственности, дисциплины, коллегиального обсуждения проблем, внимания к личности исполнителя, подготовки кадров высшей квалификации и многое другое до сих пор остаются в действии, несмотря на глобальные перемены в общественном сознании работников института – граждан сегодняшней России.

Нужно отдать должное Владимиру Андреевичу в организации материаловедческих исследований. Это и капитальное строительство, и оснащение методиками глубокого проникновения в структуры и свойства новых материалов, и разработка новых подходов к дореакторным, реакторным и послереакторным исследованиям, и подготовка нескольких обобщающих монографий. Впечатляют достижения в области получения трансурановых элементов (вплоть до тех, что находятся в таблице Д.И. Менделеева на границе ядерной стабильности) и исследования их свойств. Не без трудностей, но научились-таки накапливать то, что нужно, и столько – сколько можем. Поняли и оценили возможности использования того, что получили.

Технология топливного цикла быстрых реакторов – еще одна область приложения сил Владимира Андреевича, в которой и его стараниями достигнуто признание заинтересованного научного мира и, в какой-то мере, делового.

Трудно недооценить его вклад в реконструкцию реакторов СМ и МИР, в сооружение первых реакторов из серии РБТ разработки НИИАРа, в понимание возможностей кипящих и органических теплоносителей при исследованиях по программе атомных станций теплоснабжения АСТ.

Владимир Андреевич – признанный родоначальник институтской научной школы, занимающей прочные позиции в своей области. Эта школа внесла весомую долю в развитие направления «Физика и техника исследовательских реакторов».

Родился наш юбиляр в городе Сасово Рязанской области. Окончил Московский инженерно-физический институт. Защитил кандидатскую и докторскую диссертации. Получил звание профессора. Награжден множеством правительственных наград. Стал лауреатом Ленинской премии. Многие годы был директором Научно-исследовательского института атомных реакторов в г. Димитровграде Ульяновской области. И почти всю жизнь посвятил «своему институту» и городу.

Спасибо ему за все, что он сделал для своей страны, для ее науки. Люди это ценят и хотят, чтобы он об этом знал.

Многих лет жизни Вам, дорогой Владимир Андреевич!

А.В.Клинов,

заместитель директора реакторного исследовательского комплекса, кандидат технических наук