Жилой фонд региона стремительно стареет. 80 процентов домов построены в период с 1946 по 1995 год. После 1995 года сдано в эксплуатацию всего лишь около шести процентов существующего ныне жилья.

Когда в сентябре прошлого года премьер Владимир Путин посетил Ульяновск, в числе других вопросов он поинтересовался у губернатора Сергея Морозова проблемой ветхого и аварийного жилья. Выяснилось, что в общей сложности 20 тысяч жилых домов в регионе можно считать непригодными для эксплуатации. И согласно областной программе модернизации жилья, согласованной с Минэкономразвития, в 2008 году был получен первый транш из Москвы на ремонт старых домов и строительство новых.

– Рассчитываем переселить около 40 домов, – сказал губернатор, – это будет чуть больше 100 семей.

– А сколько у вас людей нуждается в переселении? – спросил премьер.

– Если говорить о ветхом, аварийном жилье, то это, по нашим оценкам, в пределах 18-20 тыс. человек.

– Темпы очень низкие, никуда не годятся…

Этот разговор – не творческая фантазия автора, а фрагмент стенограммы беседы В.Путина с С.Морозовым. И оценка премьера работы областного руководства в этом направлении звучит как приговор: ни черта не делаете вы, ребята, забрались на высоты амбициозных проектов и почиваете на лаврах! А высоты эти – зияющие!

1. Из стороны в сторону

Собственно, проблемами ветхого и аварийного жилья, как, впрочем, и всем коммунальным хозяйством региона, последние два десятилетия не занимался никто из предыдущих губернских начальников. Юрий Горячев со своими талонами на товары первой необходимости был озабочен тем, как выжить ульяновцам в условиях гайдаровской шокотерапии, Владимир Шаманов со своим окружением больше интересовался приватизацией областной собственности. Казалось бы, в условиях стабилизации экономики Сергею Морозову – и карты в руки! Однако, и здесь случился полный конфуз – по причине явной некомпетентности в проблемах ЖКХ, шараханий из стороны в сторону по поводу модернизации этой сферы.

Судите сами. В феврале 2005 года, сразу после инаугурации, губернатор заявил в интервью «Российской газете»: «Считаю, что не надо переводить ЖКХ в коммерческую плоскость и создавать альтернативные рынки, на мой взгляд, жилищно-коммунальное хозяйство должно оставаться муниципальным. Особенно это касается малых городов и поселков, где альтернативные коммунальные хозяйства не будут прибыльными». А буквально несколько месяцев спустя из обладминистрации следует указание: до 1 сентября весь жилой фонд полностью предоставить частным структурам. Управляющие компании сокращаются, а их сотрудники в соответствии со своей квалификацией должны работать в частных предприятиях по обслуживанию жилого фонда. Необходимо увеличивать число частников на рынке ЖК услуг. «Хочу, чтобы было понятно всем, – высказывается губернатор, – процесс формирования рынка в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг – необратим».

2. На уровне поджелудочной железы

Понятно, что частные управляющие компании ухватились, прежде всего, за жилые дома в более-менее нормальном состоянии, оставив аварийные и ветхие на попечении муниципалов. Ну, а тем, как говорится, – все по боку! Давно известно, что мера ответственности российского чиновника – на уровне поджелудочной железы. Когда в Москве наконец-то была разработана и принята программа ремонта ветхого жилья и строительства нового и создан специальный фонд, для которого были выделены многомиллиардные суммы, от местных чиновников требовалось всего-то правильно и вовремя оформить необходимые документы, получить по ним у федералов деньги, найти подрядчиков и затем отчитаться, на что и сколько было потрачено денег.

Не тут-то было! В конце 2007 года (т.е. после более чем полугодовой подготовки) заявки на участие в программе года сдали только 17 муниципальных образований из 176. Спустя почти год федералы разрешили субъектам России подать вторую консолидированную заявку на получение средств. К этому времени у нас добавились еще 9 муниципальных образований! То есть полутора лет чиновникам 152 муниципальных образований области не хватило, чтобы выполнить свою прямую работу и подготовить необходимые бумаги.

И, наконец, когда деньги по первой заявке уже пришли в область, они долгое время лежали в казначействе мертвым грузом. По словам директора областного департамента ЖКХ Сергея Гигирева, во всем были виноваты казначейские служащие, которые не смогли разобраться, те это деньги или не те. Впрочем, областные чиновники, зная о том, что деньги давно пришли, тоже не теребили казначейство. А время шло. Ведь федералы установили жесткие сроки использования денег. Если средства не использованы, их просто надо вернуть. И еще – даже требуемый федералами план освоения денег на момент их прихода в область не был подготовлен областными чиновниками. Возможно, именно в этом и крылась истинная причина задержки в выдаче денег.

Кстати, общая сумма средств на модернизацию жилищного фонда, выделенная из бюджетов всех уровней по первой заявке, составила почти 1,5 млрд. рублей. Денег могло бы быть намного больше, если бы чиновники зашевелились. Впрочем, сами они в аварийном жилье не живут. И никогда, наверное, не жили!

3. Сладостные цифры

Итак, что мы имеем на сегодня? Первые четырнадцать семей, проживавшие в деревянном бараке на улице Брюханова в Ульяновске, получили ключи от новых квартир осенью 2007 года. В 2008 году переселили жильцов из аварийного дома по улице Ленинградской, 23 и части дома по улице Южной, 44. А еще (ближе к зиме) залили гудроном крыши нескольких десятков многоквартирных домов, которые по весне вновь стали протекать.

В текущем году в Ульяновске планируется расселить 52 дома – это около 400 квартир. В целом в Ульяновской области будут переселены свыше 1,6 тысячи человек из 80 аварийных домов. Средства на эти цели выделены в рамках все того же Федерального закона «О Фонде содействия реформированию ЖКХ». Работу по переселению из аварийного жилья будет курировать региональное министерство строительства. Как сообщил министр Сергей Никитин, на переселение граждан из ветхого и аварийного жилья в область поступит 505 миллионов рублей. Региональное софинансирование составляет 74 миллиона. Таким образом, всего в 2009 году на переселение граждан из ветхого и аварийного жилья планируется направить 579 миллионов рублей.

Сладостно слышать эти цифры. Но вот слово – «планируется»?.. Оно режет слух. Так уж повелось – не очень-то доверяем мы своим областным руководителям, которые горазды на проведение разного рода незатратных популистских действий, связанных с установкой памятников и акциями «Роди патриота».

Но даже если планы произрастут в реальность, много это или мало? В сентябре прошлого года комитет мэрии по ЖКХ провел инвентаризацию ветхого и аварийного жилья, которую следовало бы осуществить еще до принятия программы. И оказалось, что, например, только в одном областном центре насчитывается 655 непригодных для проживания зданий. И в них с риском для жизни обитает почти 13 тысяч ульяновцев. Подсчитано также, что для их расселения необходимо 4647 квартир, или более 150 тысяч квадратных метров жилой площади.

Кое-кто из коллег-журналистов, произведя элементарное арифметическое действие, сделал такой вывод: при сохранении нынешних темпов на реализацию программы потребуется еще 11,5 лет, за период которых многие пока еще крепкие дома станут ветхими и аварийными. Сегодня в регионе более 3200 ветхих домов общей площадью 424 тысячи квадратных метров. Жилой фонд области стремительно стареет. 80 процентов домов построены в период с 1946 по 1995 год. После 1995 года построено всего лишь около шести процентов существующего ныне жилья.

…Между тем обладминистрация в уходящем месяце с помпой провела очередную акцию, собирая средства на памятник Петру и Февронии, который, надо полагать, установят в самые кратчайшие сроки.

Николай АЛЕКСЕЕВ