В рамках международной акции «Ночь в музее» 16 мая в Музее-мемориале В.И. Ленина открылась выставка «Deisis. Предстояние», являющая собой попытку рассказать о библейских персонажах при помощи современных компьютерных технологий языком так называемого conterporery art’a.

Уже первое впечатление необычно: в экспозиции ты оказываешься окружен огромными лицами или, точнее, – ликами. В огромных глазах праотцов, предтечей, пророков, святых мучеников – либо страдание, либо озарение, либо знание, недоступное простым смертным. Непременные при этом пот, кровь, слезы на коже. Гвозди, пронзившие живую плоть, оказываются центром библейской географии… Адам и Ева, Моисей, царица Савская, Иоанн Креститель, Христос, дева Мария, Николай Чудотворец и другие находятся на пределе своих внутренних возможностей, где-то между жизнью и смертью.

Видеоряд бьет по нервам. Его можно принимать или отвергать. Но в любом случае он заставляет задуматься о вечных и сложнейших духовных проблемах Человека. Насколько в этом смысле изменился род людской, что происходит с нами сейчас, и способны ли мы, как наши предки, на подвижничество из любви и сострадания к ближнему?..

Создатель «нового иконостаса» -москвич Константин Худяков. Имея солидный «.послужной список» в искусстве – архитектор, художник андеграунда в советские времена, один из основателей Центра современного искусства «М’АРС», президент Творческого союза художников и так далее, – он виртуозно владеет и самыми передовыми технологиями.

По словам Худякова, образы он создавал, сняв для начала цифровым фотоаппаратом около 70 тысяч своих соотечественников, которых встречал на улицах, в метро, магазине, лифте. Фрагменты глаз, губ, носов и других частей лиц моделей он соединял воедино по собственному усмотрению, реконструируя в соответствии со своим видением того или иного персонажа. Было что-то вроде увлекательной игры в паззлы, или – составления фотороботов по свидетельствам, идущим из глубин тысячелетий. Предшествовало этому изучение Библии, иконографии, религиозной живописи русских и зарубежных художников.

Получившиеся портреты художник распечатал на холстах размером 160 на 100 см в технике ультрахромной печати, и уже из них создавалась экспозиция. 22 портрета сгруппированы наподобие ярусов высокого русского иконостаса.

Худяков, впрочем, – не единственный автор этого проекта. «Deisis» придумал московский коллекционер икон и предприниматель Виктор Бондаренко. Еще один соавтор – тоже москвич, религиовед, специалист по православной символике Роман Багдасаров.

Выставка-только часть «айсберга» под названием «Deisis». Проект, работа над которым началась в 2001 году, сложен и многожанров. Были созданы несколько инсталляций. Композиторы Владимир Хлоповский и Илья Трусковский сочинили для экспозиции «Реквием». Несколько богословских текстов создал Роман Багдасаров. Впервые «Предстояние» обнародовали в 2004 году в Государственной Третьяковской галерее. Далее последовало успешное путешествие по фестивалям и выставочным залам и музеям разных стран. До финала, впрочем, еще далеко. Проект оказался «долгоиграющим» и работа над новыми вариантами продолжается.

На открытие выставки в Ульяновск приехали Константин Худяков и Роман Багдасаров. Оказалось, что художник – волжанин, детство провел в Димитровграде. В этом городе в марте он представлял свое творение в качестве заведующего кафедрой дизайна тамошнего филиала Ульяновского государственного университета. Кстати, это учебное заведение стало организатором выставки в Музее-мемориале.

Интересное совпадение: в художественном музее как раз сейчас работает выставка «Спасенные шедевры» со ста иконами XVI-XX веков из коллекции ульяновского собирателя Игоря Боркова. Для любителей изобразительного искусства это редкая возможность визуально ощутить традиции и новаторство, сравнить и противопоставить старое и новое в иконографии и религиозной живописи, в чем-то поспорить с авторами «Deisis»’a, в чем-то с ними согласиться…