Владимир Шаманов, печально прославившийся в ходе первой и второй чеченских кампаний, получил под свое начало ВДВ России.

Этого назначения ждали довольно давно. И вот – официальное подтверждение: генерал-лейтенант Владимир Шаманов, который до последнего времени занимал должность начальника Главного управления боевой подготовки и службы войск Вооруженных сил, назначен на должность командующего Воздушно-десантными войсками РФ.

Путь Шаманова в “войска дяди Васи” – так, в память о создателе этого рода войск Василии Маргелове, расшифровывают аббревиатуру ВДВ сами десантники – был не из легких. До того, как возглавить управление боевой подготовки, Владимир Шаманов обретался на относительно негромких – и мало что решающих – должностях помощника председателя Правительства РФ (не Владимира Путина) и советника министра обороны. В область кадрового резерва отнюдь не первого эшелона генерал Шаманов попал после того, как с 2001 по 2004 год руководил Ульяновской областью. За время, проведенное генералом в качестве губернатора, в области прошла приватизация, итоги которой до сих пор вызывают интерес Счетной палаты РФ и других профильных структур. Шаманову пришлось уехать из Ульяновска, не дожидаясь окончания первого – и единственного – губернаторского срока.

Однако теперь от штатской и военной, но кабинетной работы Владимир Шаманов перешел в область, известную ему не понаслышке. Боевой “чеченский” опыт генерал-лейтенанта Шаманова – опыт, которым новый командующий ВДВ бесспорно будет руководствоваться в своих дальнейших действиях – для сайта Радио Свобода недавно обобщил член правления общества “Мемориал” Александр Черкасов:

– Генерал Владимир Шаманов – одна из самых известных фигур в российской армии. Он прославился в двух чеченских кампаниях, причем в обоих случаях – как успешный военачальник.

Однако при более пристальном взгляде в этом образе проявляются некоторые изъяны, в том числе отмеченные Европейским судом по правам человека.

В 95-ом году сводный полк 7-ой воздушно-десантной Новороссийской дивизии под командованием Шаманова прорвался к Шатою, где располагался последний из уцелевших штабов чеченского сопротивления. Правда, вскоре эта победа обесценилась, поскольку после Буденновска наступил период мира.

Зимой 96-го, когда война возобновилась, тактическая группировка под командованием Шаманова провела успешный рейд по всей Чечне от Введенского района до Бамута. При ближайшем рассмотрении выяснилось, однако, что успех этот был относительным, поскольку враждебные территории так и остались враждебными.

Во вторую войну Шаманов командовал группировкой “Запад”. И здесь его заслуги выглядят сомнительно.

Из двух группировок та, которой командовал Шаманов, действовала намного жестче, как будто боевые действия происходят в пустыне, где нет гражданского населения. Именно по действиям в этой зоне вынесено решение Европейского суда по правам человека. Речь идет о том, что произошло 29 октября 1999 года на трассе Ростов-Баку. У поста “Кавказ-1”, которым командовал подчиненный Шаманова Владимир Хрулев, штурмовики атаковали колонну беженцев, растянувшуюся на много километров. Погибли десятки людей. Европейский суд в свое время рекомендовал России возобновить уголовное дело по этому эпизоду, закрытое ранее российской прокуратурой, решившей, что все происходило в пределах военной необходимости.

В марте 2000-го Шаманов покинул пост командующего группировкой “Запад”. Правда, осталось наследство. Возле села Танги-Чу найдены теперь захоронения десятков тел. Во время боевых действий известно было, что в группировке “Запад” люди исчезают бесследно. Шаманову сейчас это не припоминают, в отличие от его подчиненного командующего 160-го танкового полка полковника Буданова. Правда, Шаманов неоднократно выражал поддержку Буданову.