Концепция военного реформирования подвергается серьезным изменениям
Вадим Соловьев, Владимир Иванов
Воздушно-десантные войска России вопреки ранее заявленным планам об их сокращении будут не только сохранены в прежнем составе, но и усилены. Об этом вчера заявил начальник Генштаба РФ генерал армии Николай Макаров. Получается, не прошло и семи месяцев из 36, взятых Минобороны для придания Вооруженным силам нового облика, как начались кардинальные исправления ранее допущенных перегибов.
Объявленное в начале реформы, в частности, сокращение Воздушно-десантных войск сменили заявления об их укрупнении. «В соответствии с решением министра обороны Анатолия Сердюкова все Воздушно-десантные войска сохранены, в том числе дивизия в Туле, которая первоначально подлежала реорганизации, – подчеркнул Николай Макаров. – Она останется в составе ВДВ. Мы надеемся, что в ближайшее время ВДВ еще получат пополнение. Мы создаем ряд новых соединений». Заметим, что сказано это было на представлении руководящему составу ВДВ нового командующего – генерал-лейтенанта Владимира Шаманова.
Планы военного ведомства по усилению ВДВ раскрыл Владимир Шаманов. По его словам, в Московском военном округе будет развернута десантно-штурмовая бригада, а в Ленинградском (на базе 76-й Псковской дивизии ВДВ) – парашютно-десантный полк. «Это признано пока достаточным для сил общего назначения ЛВО», – заявил главком десантников.
Он также отметил, что создание новых формирований позволит выстроить «полную компоненту сил общего назначения». ВДВ станут их стержнем. По словам генерала, сегодня во всех военных округах, за исключением Московского и Ленинградского, имеются десантно-штурмовые соединения. С развертыванием десантно-штурмовой бригады в Московском военном округе и третьего полка в 76-й дивизии ВДВ в Пскове цикл формирования воздушно-десантных контингентов будет завершен.
«При этом есть части постоянной готовности Сухопутных войск. Есть войска немедленного реагирования в лице десантно-штурмовых бригад военных округов. И есть мобильная компонента – резерв Верховного главнокомандующего – Воздушно-десантные войска для наращивания усилий на том или ином стратегическом направлении», – заявил Шаманов. Таким образом, в России будет создана компонента, по сути, войск быстрого реагирования. Очевидно, военачальники сделали нужные выводы из событий в Южной Осетии в августе прошлого года. При этом генерал Шаманов отметил, что как командующий ВДВ ставит цель «проработать эффективность решения задач на всех стратегических направлениях».
Оценки командующего ВДВ разделяет и генерал армии Николай Макаров. По его мнению, Воздушно-десантные войска «наиболее подготовлены и востребованы, хорошо и качественно выполняют поставленные задачи». «Мы думаем, что ВДВ получат дальнейшее развитие», – добавил генерал.
Одновременно оказался сломанным еще один постулат военных реформаторов – переход на трехзвенную систему организации войск, а именно: округ–оперативное командование–бригада. Шаманов сообщил, что ВДВ в отличие от других родов войск не будут переходить с дивизионной на бригадную основу. И пояснил: «В отсутствие крупномасштабных столкновений больших масс войск самостоятельно могут действовать подразделения и части ВДВ от усиленного взвода до парашютно-десантного полка». Главком считает, что для решения этой задачи оптимальной является действующая сегодня четырехзвенная система: ВДВ–дивизия–полк–батальон.
Заметим, что ранее Минобороны заявляло о планируемом сокращении к 1 декабря 2009 года каждого четвертого-пятого офицера-десантника из состава боевых частей и соединений, а также частей боевого и тылового обеспечения ВДВ. К этому же сроку планировалось расформировать 106-ю дивизию ВДВ в Туле. Причем юридически дивизия должна была прекратить существование уже 1 июня с.г. Директива о ликвидации была подписана в январе этого года. Однако незадолго до назначения Владимира Шаманова это решение было пересмотрено кардинальным образом. Но процесс, как говорится, уже шел своим ходом. Немало офицеров нашли себе другие места службы, тыловые части оказались переданными в другие формирования, пополнение личным составом не производилось. Теперь надлежит вернуть все на круги своя.
По данным некоторых СМИ, «возвращение в строй» Тульской дивизии ВДВ было одним из условий, которое поставил Владимир Шаманов при его назначении. Надо полагать, у генерала были весомые козыри. Выходец из десантуры Герой России Владимир Шаманов, прозванный в свое время «усмирителем Чечни» (участвовал в обеих чеченских войнах), после увольнения из армии был губернатором Ульяновской области, затем – помощником премьер-министра. В ноябре 2007 года вернулся на службу, став начальником Главного управления боевой подготовки и службы войск Вооруженных сил. Но главный козырь Шаманова – хорошие отношения с Владимиром Путиным. Как известно, именно генералы, воевавшие в Чечне, стали надежной опорой нынешнего премьера во время его первого президентского срока.
Что касается ВДВ, то в составе войск, таким образом, останутся все четыре дивизии, которые были до реформы. А численность воинских контингентов десантников, как и обещал их новый начальник, не только не сократится, но будет увеличена.
Генерал-майор запаса, заместитель директора Института США и Канады Павел Золотарев считает, что «все делается исходя из чисто рациональных соображений с учетом того, что в Вооруженных силах страны должны быть подразделения, способные осуществлять маневр и вести боевые действия на основе группировки мирного времени, а не ждать, когда войска будут отмобилизованы, развернуты и выдвинуты на свои позиции. Это займет определенное время. А ВДВ могут сразу же и с высокой эффективностью начать воевать».
Надо заметить, что в армейскую реформу не первый раз приходится вносить кардинальные правки. Как известно, приостановлено расформирование одной из ракетных дивизий, отложен на долгие времена переезд Главного штаба ВМФ в Питер, затягивается формирование учебных центров по подготовке сержантов-профессионалов, застопорилась ликвидация института прапорщиков и мичманов, приторможены некоторые другие организационно-штатные новации.
Если военное реформирование и дальше пойдет таким же образом – методом проб и ошибок, – то не только финансовых, материальных, организационных, но и огромных моральных издержек Вооруженным силам не избежать. Но главное, что у людей в погонах подрывается и без того невысокое доверие к формированию пресловутого нового облика армии и флота.