«Молодежные субкультуры: проблема или стиль жизни» круглый стол под таким названием прошел в УлГУ во вторник, 26 мая. Выступающие – преподаватели университета –поставили перед слушателями вопрос: следует ли опасаться представителей молодежных течений? Доклады выступающих вызвали живой интерес у школьных психологов и представителей УВД. Почему наши дети становятся эмо или готами? Так ли уж необходимо сделать их похожим на «обычных» детей? Сегодня мы попытаемся в этом разобраться.

Плачет взахлеб, розовая челка…

Эльвира Шарифуллина (докладчик «круглого стола»)

– Молодежь входит в уже сформированное взрослое общество. Перед молодым человеком стоит выбор: что делать с социальными структурами, которые уже сформированы в обществе: вписываться, не принимать или занимать позицию стороннего наблюдателя. Многие подростки заложенных устоев не принимают. Карьера субкультурщика длится недолго, взрослые должны хорошо понимать: это лишь часть становления личности. Представители субкультур не опасны для общества, если их направление не носит экстремистский характер. И, как показывает жизнь, именно из инакомыслящих, оригинальных молодых людей вырастает достойное будущее нашей страны.

– Слушай, неужели я тоже был таким?

– Ну, как бы сказать…

– Да так и говори: «Был ты, Сашка, нытиком, уродом и полным придурком».

Это один из интернет-диалогов с молодым человеком.

Когда я познакомилась в Инетпространстве с Сашкой, ему было 15. Но тогда я об этом не знала. По рассуждениям, начитанности, мировоззренческим устоям в Саше я увидела взрослого человека. Правда, было одно «но», которое отодвигало его взрослость к подростковому возрасту. Сашка был эмо. Он несколько раз перекрашивал волосы, от всей души ненавидел гопников, поощрял открытость эмоций в человеке. Словом, то, чем субкультура эмо и выделяется среди других подростков.

В течение года мы переписывались с Сашкой. Я была в курсе его любовных страданий, его стремлений играть в хорошей музыкальной группе, делать качественные аранжировки собственных песен. Чего, собственно говоря, он и добился. Теперь Сашка постоянно пропадает на репетициях, самостоятельно в свои 16 зарабатывает, мечтает о дорогом оборудовании, которое поможет придать качество звука песням. И свою принадлежность к эмо он считает смешным этапом в жизни.

От Бога к Сатане

О личностных особенностях подростков-сатанистов на конференции рассказала Ольга Ефимова.

– Сатанизм привлекает внешней атрибутикой. Туда попадают подростки с очень высокой психологической мотивацией. Причины, по которым подростки выбирают сатанизм, следующие: фарисейство духовенства, проблемы семейного общения, тяжелое налаживание контактов внутри детских коллективов, игровой характер обрядов. Сюда попадают замкнутые личности, часто увлеченные фантазийным миром. Социальная дезадаптация наблюдается у 100% сатанистов. Они не могут наладить контакт с окружающими, нет заинтересованности в ценности власти. Вместе с тем убеждения личностные не соответствуют убеждениям прописанным в книгах сатанистов.

– Хочешь стать моей ученицей?

– А ты кто?

– Что, ник не видишь, Сатана!

– Прямо-таки сатана?

– Не пиши его имя с маленькой буквы. Почему вы имя Бога пишите с большой, а имя Сатаны с маленькой?

– А Сатана для тебя Бог?

– Нет, у меня нет бога.

– Приехали…

Так среди моих Интернет-знакомых появился сатанист. Когда говорю своим близким, что общаюсь с сатанистом, все удивляются, опасаются, что пройдет моя вербовка в их ряды. Но, думаю, людям, обладающим стойкой жизненной позицией, это не грозит. А вот подростки попадаются. Потому что Гоша нашел себе последователей в Интернете. Только вот незадача, через месяц все девчонки, которые клюнули на предложение Гоши стать поклонниками Сатаны, и думать забыли о религии. Кто-то увлекся роликами, кого-то соблазнили эмо. А Гоша… Он странный. Живет с бабушкой. Явно радуется, когда я появляюсь в Интернете. Подолгу со мной болтает. Причем на жизненные темы: как дела на работе, чему научился сынишка, с кем из интересных людей удалось познакомиться. Он внимательный слушатель. Но иногда прорывает и его. Например, он постоянно влюбляется в девушек, которые его отвергают. Но ни разу мы не задевали тему вероисповеданий. У Гоши четко вычерчены понятия добра и зла, обостренное чувство справедливости и непринятие людей «пустых», без увлечений. Я уговорила Гошу прислать мне фотографию. Очень красивый молодой человек. В его комнате были видны атрибуты оккультных обрядов, черные шторы, пентаграмма на стене. И на фоне этой мишуры резким контрастом выделялись его ярко-синие глаза. Как будто живет в нем два разных человека: один готов быть открытым и внимательным другом, другой желает подчинить через страх и мистику себе поклонников.

Готика: позерство или смысл жизни

Готика, как и эмо-культура, может быть отнесена к быстрым субкультурам. Современные средства связи позволяют найти себе соратников во всех уголках страны. Общение отлаживается быстро и легко. В Инете можно найти массу «руководств к действию», как стать готом или эмо. Заданное общество выстраивается в виртуальном пространстве. Что отталкивает в данных субкультурах – коммерциализация. Данным молодежным субкультурам не больше 10 лет. Но промышленность быстро схватила идею изменения внешнего облика: появились специализированные магазины, которые торгуют различной атрибутикой и одеждой определенных молодежных течений. Тут тебе и ремни с черепами, и кеды с розовыми шнурками. Так что превратиться в гота или эмо не так и сложно – зашел в магазин, переоделся – и на улицу. Именно на таком примитивном, «позерском», уровне, как правило, и существует субкультура среди подростков. Их отличительные черты – нестандартная манера одеваться и поверхностные постулаты.

– Даша, можешь рассказать о готах.

– Нет.

– Ну, тогда познакомь с кем-нибудь.

– Нет. Нечего народу знать, чем готы занимаются. Это оттолкнет еще больше от готов. Подумай об отношениях в семьях, как родители будут реагировать на собственных детей, если узнают, чем те занимаются. Согласись, это малость странновато, что молодые парни и девушки в длинных черных одеждах разгуливают по кладбищу.

Даша бывшая студентка одного из ульяновских вузов, бывшая готесса. Свое прошлое не скрывает, но и не афиширует. Любит нестандартную музыку, ярких талантливых людей, не любит глянец и гламур. Принадлежность к готам считает особой формой подросткового кризиса.

Другой случай моего знакомства с готессой более печальный. Приверженницей этой, казалось бы, подростковой субкультуры, стала 30-летняя женщина. Образованная, отличница и активистка, замужем, сын-школьник. Что подвигло ее с головой окунуться в готику – вопрос без ответа. Но на лицо психологический кризис личности. Она не реализовала свои потенциальные возможности, долго оставалась без работы, не было теплых отношений и внутри семьи. Кроме черных волос и ногтей, черной одежды Надежда часто отлучается в другие города на слеты готов. Друзей нашла себе в Интернете, когда однажды, в поисках работы, зашла на сайт представителей данной субкультуры.

О-ле, о-ле, о-ле!!!

«Спартак – чемпион», «В небе звездочка горит – это питерский “Зенит”!» – подобные кричалки хорошо известны нам благодаря трансляциям с футбольных матчей. Кто они, эти чудоковатые люди, которые готовы часами сидеть под дождем или знойным солнцем и подбадривать любимую команду?

Психологи и культурологи выделяют футбольных болельщиков в отдельную субкультуру, – рассказала преподаватель УлГУ Ирина Скрипичникова. – Всех их можно поделить на 5 групп.

1. Телевизионные болельщики, они опасности для общества не представляют.

2. «Кузьмичи» – взрослые люди, посещают игры своей любимой команды. Футбол для них отдушина среди рабочих дней. Могут посвистеть, покричать, но не агрессивны.

3. Несовершеннолетние лица, которые к фанклубам отношения не имеют. Футбольный матч для них – лишь повод завязать драку, выплеснуть через нее свою агрессию.

4. Фаны. У них свой кодекс поведения. Цивилизованно «болеют» за своих. Среди их оружия кричалки, песни, гимны, звуковое сопровождение. На стадионе у каждого фанклуба свой сектор, огороженный сеткой.

5. Ультра-фаны (футбольные хулиганы) радикальные фанаты. За своих могут драться с фанами других команд. Часто провоцируют драки сами.

Особенностью коллективной деятельности фанов являются выезды на матчи любимой команды в другие города. Существует рейтинг выездов, где по баллам просчитаны города выездов: с дружественной командой предстоит встреча или ехать придется во враждебный город.

Для некоторых фанатов футбол становится смыслом жизни, для других – способ зарядиться эмоциями. Отличительная черта российских болельщиков – их молодость. Если на западе средний возраст фанатов 26-40 лет, в России это 15-25 летняя молодежь.

Кому кого бояться?

Для учителей и милиции это насущный вопрос.

– Отдельных представителей молодежных субкультур бояться не следует, – уверена психолог Ирина Михайлова. – Это, как правило, увлеченные молодые люди с нестандартным типом мышления. Опасаться стоит экстремистских объединений, с лозунгами фашизма, с идеями расовой дискриминации. Также опасна война субкультур. Такие происшествия получают широкую общественную огласку, формируя негативный образ представителей определенной субкультуры. Для родителей уход ребенка в субкультуру может стать сигналом, что не все в семье хорошо, что сын или дочь получают мало тепла и внимания. Ведь иногда «ершистость» ребенка проходит, если его принимают как взрослого, прислушиваются к нему, спрашивают его мнение, интересуются его жизнью.