В корпусе медицинского факультета открылась часовня равноапостольных Кирилла и Мефодия. Она была освящена в День славянской письменности и культуры.

Открытие часовни – совместная инициатива руководства УлГУ и Симбирской и Мелекесской епархии Русской Православной Церкви. Архиепископ Прокл лично провел церемонию освящения небольшого храма. Почетными гостями праздника стали мэр Ульяновска Сергей Ермаков, председатель Ульяновской городской думы Василий Гвоздев, руководство, преподаватели и студенты УлГУ.

В приветственном слове архиепископ Симбирский и Мелекесский отметил важность открытия часовни в стенах вуза: “Православное воспитание поможет справиться с многими проблемами современной молодежи”. Ректор УлГУ Борис Костишко процитировал слова Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, произнесенные на IX Всероссийском съезде Союза ректоров: “Человек обученный, но бездуховный подобен безумцу с мечом в руке”. По словам Бориса Михайловича, западная модель академического капитализма, когда вуз предоставляет только образовательные услуги, для нашей страны не подходит – образование, в том числе и университетское, должно быть источником не только знаний, но и духовности.

Среди икон нового храма – лики равноапостольных Кирилла и Мефодия, Иисуса и Божией Матери, святой Татианы – покровительницы студентов и святого Пантелеймона. Последний известен как защитник от болезней, и в этом деле он – помощник обитателей корпуса медфака.

– Открытие часовни в университетском корпусе на улице Карла Либкнехта – оправданно исторически, – считает известный краевед доцент кафедры философии УлГУ Сергей Петров. – Нынешнее здание медицинского факультета – бывшее здание Симбирской духовной семинарии, выстроенное в 1893 году. В те времена царская власть много средств выделяла на религиозное образование, но все равно без помощи меценатов обойтись было трудно. Благодаря поддержке известного симбирского благотворителя Александра Петровича Конурина при училище в декабре 1894 года была оборудована и освящена домовая церковь с колокольней. Она получила имя Кирилла и Мефодия. Семинарию закрыли большевики в 1918 году. Теперь, открыв в этом здании часовню, университет в определенном смысле восстановил страницу истории, вырванную советской властью.

В духовной семинарии обучалось порядка двухсот будущих служителей церкви – представители разных сословий, но в основном дети священников. Сергею Борисовичу удалось через архивные документы восстановить учебные семинарские планы того времени. В списке предметов – библейская история, богослужение, церковный устав, четыре языка: русский, церковнославянский, греческий и латынь. Особое место в учебной программе уделялось церковному пению – вокал в семинарии преподавали регенты симбирских храмов, в частности Сергей Ягодинский.

Тем символичнее выглядел финал церемонии освящения часовни – концерт сводного хора Ульяновского госуниверситета. Хористы вместе с настоятелем Космо-Дамиановского храма протоиереем Олегом Кропочевым исполнили произведения русской духовной музыки.

Кирилл (827-869 гг.) и Мефодий (815-885 гг.) – греческие миссионеры, создатели славянской письменности. Братья Константин (принявший в схиме имя Кирилл) и Мефодий родились в Солуни (ныне Салоники, Греция), в семье ви- зантийского военачальника. Константин с детства выделялся неординарными способностями. Он воспитывался при дворе, обучался вместе с малолетним императором Михаилом III. Среди его учителей были Лев Математик и Фотий, будущий патриарх Константинопольский. Склонный к монашеской жизни, Константин отказался от придворной карьеры. Однако уединиться в монастыре ему не удалось. Он работал библиотекарем патриаршей библиотеки, преподавал философию, участвовал в полемике с иконоборцами. В 863 году моравский князь Ростислав обратился к византийскому императору Михаилу III с просьбой прислать епископа и учителя для проповеди среди славян, живущих в Паннонии и Моравии. В ту эпоху славяне еще не имели своей письменности. Константин создал для них алфавит (по всей видимости, это была глаголица) и перевел с греческого некоторые тексты. Помимо изобретения славянской азбуки, за 40 месяцев своего пребывания в Моравии Константину и Мефодию удалось решить две задачи – перевести на церковнославянский язык некоторые богослужебные книги и подготовить людей, способных по этим книгам служить. Однако для распространения славянского богослужения этого было недостаточно. Ни Константин, ни Мефодий не были епископами и не могли рукополагать своих учеников в священники. Для придания своей деятельности официального статуса братья и несколько их учеников отправились в Рим. Пребывание братьев в Риме было триумфальным. Константин и Мефодий привезли с собой найденные в Херсонесе мощи св. Климента, папы римского, который, по преданию, был учеником апостола Петра. Мощи Климента были драгоценным даром, и славянские переводы Константина получили благословение. В нескольких соборах Рима отслужили славянскую литургию. Прожив в Риме около года, 14 февраля 869 Константин умер, приняв незадолго до смерти схиму с именем Кирилл. Руководство миссией перешло к Мефодию, который, будучи блестящим организатором, продолжил дело брата. Ученики Кирилла и Мефодия были рукоположены в священники, при этом папа римский направил моравским правителям послание, в котором официально разрешил совершать богослужение на славянском языке.

Ольга Николаева