Печальное известие. Сегодня, 29 мая, в Сурском районе Ульяновской области, выполняя тренировочные полеты, разбился дельтапланерист. Член Федерации авиационного спорта Ульяновской области пилот Виталий Третьяков отрабатывал упражнения по полетам на малой высоте, во время одного из заходов, его дельталёт коснулся корпусом верхушек деревьев и врезался в одно из них. Пилот погиб на месте. Как сообщил выехавший на место катастрофы руководитель дельтапланерного звена Федерации авиационного спорта Ульяновской области (ФАСУ) Андрей Бакушев, осмотр места происшествия показал, что техника была исправна. По его мнению, причиной стала ошибка пилотирования – Виталий недооценил свои возможности. А косвенной причиной стали слишком длительные перерывы между полетами, потеря навыков.

«Дельтапланеристу летать надо постоянно, хотя бы каждую неделю, чтобы ощущать воздух и свой дельталёт, – говорит Бакушев. – Но летать негде. В Ульяновске нет постоянной специализированной аэродромной площадки для малой и сверхмалой авиации. А без нее полеты запрещены». Поэтому, говорит дельтапланерист, и получаются такие длительные перерывы. Чтобы хоть как-то тренироваться, пилоты выезжают далеко за пределы Ульяновска, где нет за ними надзора, и тренируются там, на неприспособленных площадках. На свой страх и риск. И в этом нет ничего хорошего. «Летать от случая к случаю, по-партизански – это не выход», – считает руководитель дельтапланеристов.

Исполнительный директор Федерации авиационного спорта Владимир Дворянинов считает это не косвенной, а, «по большому счету, прямой причиной авиационного происшествия». «Пилоты теряют опыт из-за отсутствия тренировок, тренировок нет из-за отсутствия специальной аэродромной площадки, а ее нет из-за бездействия чиновников всех уровней, начиная администрацией Чердаклинского района и кончая облправительством», – сказал директор ФАСУ. По его словам, уже несколько лет Федерация пытается добиться создания аэродрома малой авиации в Заволжском районе Ульяновска (или недалеко от него), потому что именно здесь собралось большинство увлеченных авиаторов – пилоты самолетов малой авиации, мотодельтапланеристы, парапланеристы, парашютисты… Но оптимальную площадку за «Авиастаром», где проходил авиасалон, и из-за которой было возбуждено уголовное дело против главы района Владимира Николаева и его зама Анатолия Нечаева выделить не могут, потому что «она уже кем-то взята». Хотя так и не понятно: если аукцион, в причастности к которому обвиняли главу и зама, объявлен недействительным, то куда тогда делась земля?

Другую площадку, уже относящуюся к Чердаклинскому району, тоже никак не могут выделить. «Там никак не могут разобраться, кто ее хозяин, – говорит Дворянинов. – Странно получается: собирают массу совещаний, пишут программы – развития малой авиации и «Ульяновск-авиационная столица», – но дальше совещаний и бумажек дело не идет. Директор опасается, что если и дальше все будет продолжаться так же, «то, прости Господи, можно будет ожидать новых авиационных происшествий». Запретить пилотам летать невозможно. А вот помешать, и сделать так, что им придется заниматься полетами втихую, без необходимой профессиональной подготовки, без организованных тренировок, это не стоит никакого труда.

А Виталию все равно надо было летать, даже если негде. Мне кажется, он был влюблен в небо. Недаром симпатичный и обтекаемый корпус его дельталёта был синего цвета с белыми звездами. Как небосвод. Год назад, в конце апреля, во время чемпионата ПФО по мотопарапланерному спорту мне посчастливилось попасть в «экипаж» к Виталию в качестве «штурмана-пассажира». Около двухсот километров мы одолели с Виталием по воздуху, сопровождая парапланеристов. Погода была «не подарок» – частые переходы нисходящих и восходящих потоков, из-за которых аппарат постоянно мотало, а пилот приходилось все время поправлять его положение. Когда, после приземления, я спросил Виталия, не устал ли от такого напряженного пилотирования, он лишь улыбнулся своей постоянной добродушной улыбкой и, помолчав, добавил коротко: «как можно устать, если нравится…».

Виталий Третьяков считался опытным пилотом. Он еще начинал в 1989 году на безмоторных аппаратах, на которых имел полсотни часов налета. Еще двести – на моторном. Но главная беда – длительные перерывы. Из-за них и случилось трагическое касание… Такими страшными бывают последствия косвенных причин.