После того как Дмитрий Медведев завел видеоблог, в интернет потянулись руководители разных уровней. Однако вынужденное знакомство с блогосферой, как выяснила “Власть”, не изменило отношения чиновников к самим блогерам: их по-прежнему воспринимают как клеветников и экстремистов.
Доказывать личным примером, что сегодня важнейшим из искусств для нас является интернет, Дмитрий Медведев начал в октябре 2008 года, когда на кремлевском сайте появился его видеоблог. В середине января у посетителей сайта впервые появилась возможность комментировать видеопослания президента, а 22 апреля глава государства завел полноценный блог на www.livejournal.com. При этом Медведев регулярно давал понять, что готов использовать свой сетевой дневник в качестве реального источника информации о положении дел на местах.
Самым наглядным подтверждением слов президента стала, пожалуй, история с краснодарским мемориалом “Вечный огонь”. 10 мая в блоге президента был оставлен комментарий о том, что реконструкция этого памятника продолжается уже полгода, из-за чего ветеранам в День Победы пришлось возлагать цветы к забору вокруг Вечного огня. 14 мая в блоге была вывешена распечатка этого комментария с рукописной резолюцией самого Медведева: “А. Н. Ткачеву. Разберитесь. Накажите виновных. Доложите в трехдневный срок”. Правда, в три дня, если верить СМИ, краснодарский губернатор Александр Ткачев все же не уложился. Но мысль о том, что президент воспринимает сообщения блогеров серьезно, наверняка проникла во многие чиновничьи умы.
Однако, даже начав в соответствии с новой кремлевской модой уделять больше внимания интернету, большинство начальников не изменили своего прежнего нетерпимого отношения к критике в свой адрес. Поэтому с жалобщиками из виртуального пространства они пока обходятся точно так же, как и с теми, кто критикует власть на митингах или в газетах: просто пытаются заставить их замолчать. В этих условиях кремлевский блог можно считать едва ли не идеальной всероссийской книгой жалоб на чиновников. Ведь рядовому россиянину пожаловаться президенту через блог не только проще, но зачастую и эффективнее, чем обивать пороги приемных или писать письма в администрацию президента. А привычные способы искоренения виртуального негатива, описанные ниже, в отношении президентского сетевого дневника уже не срабатывают.
“Костромичи из ЖЖ поддерживают своего губернатора”
Губернатор Костромской области Игорь Слюняев впервые вышел в интернет для общения с простыми гражданами сразу после своего назначения на этот пост, состоявшегося в конце октября 2007 года. Уже 2 ноября он ответил в режиме онлайн на вопросы посетителей крупнейшего в регионе интернет-форума — “Форума костромских джедаев”, пообещав в дальнейшем делать это регулярно и взамен попросив собеседников лишь воздерживаться от “нецензурщины и необоснованных нападок”.
Костромичи виртуальные хождения губернатора в народ одобрили, но от нападок все-таки не удержались, быстро превратив этот форум в главную площадку для выражения недовольства новым главой региона. Возможно, именно по этой причине в прошлом году Слюняев ушел с “Форума джедаев” и перенес общение на форум официального сайта областной администрации. Там критические высказывания в его адрес и неприятные вопросы удаляются, их авторам блокируется вход на форум, а на личные обращения к губернатору зачастую отвечает не он сам, а кто-то из его подчиненных.
При этом массовая фильтрация “неправильных” мнений не отменяет точечной работы с их авторами, которой по нынешней российской традиции занимаются компетентные органы.
Так, в январе 2009 года в УВД области был вызван Антон Ямщиков, редактор открытого в прошлом году сайта “Костромской рулон”, где все желающие могли публиковать заметки о городе и области. Среди этих сообщений оказались и статьи с критикой губернатора, основанные по большей части на публикациях “Новой газеты” пяти-семилетней давности, посвященных деятельности Слюняева на посту замглавы Росавтодора в 1999-2000 годах. В частности, газета утверждала, что с одобрения Слюняева автотрасса “Дон” была застрахована от цунами, а затем страховщик “Дона” “Регионгарант” заключал договоры перестраховки с другими компаниями, которые просто обналичивали выделяемые госсредства. Как сказал “Власти” Ямщиков, “в приватных разговорах следователи говорили, что не видят в статьях ничего противозаконного”. Но сразу после бесед в милиции руководство сайта все же решило его закрыть, “чтобы не подставлять людей, которые предоставили хостинг”, а все сообщения скопировать в один из блогов.
Следующей жертвой стал Владимир Андрейченко, до ноября 2008 года работавший заместителем Слюняева по экономике. В марте 2009 года в том самом “резервном” блоге он под псевдонимом Кострома Россияновна Обманутая опубликовал заметку “Куда приведет Слюняев со “слюнявчиками” Костромскую область”. В ней бывший вице-губернатор, пользуясь данными открытых источников, пытался доказать, что дела в регионе идут вовсе не так хорошо, как утверждает губернатор. 24 апреля следственный комитет при прокуратуре РФ по Костромской области возбудил по факту этой публикации уголовное дело по ч. 2 ст. 130 Уголовного кодекса (“Оскорбление, содержащееся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или СМИ”). По словам Андрейченко, официальное обвинение которому пока не предъявлено, на допросе следователь сообщил ему, что дело заведено по заявлению Слюняева и его заместителя Владимира Топыричева.
Впрочем, личное участие в борьбе с блогерами не помешало губернатору самому влиться в их ряды. 29 апреля, через неделю после выхода президента в “Живой журнал”, собственный блог завел и Игорь Слюняев. В первом сообщении он назвал интернет самым значимым изобретением, сделанным человечеством в недавнее время, главная ценность которого заключается в “свободе, открытости, уникальной возможности для самовыражения”. Глава области выразил желание с помощью блога “почерпнуть объективную информацию, свежие идеи, нестандартные взгляды и решения” и предложил “дискуссию без галстуков на самые разные темы”, выразив уверенность в том, что “общение будет открытым, полезным и конструктивным”.
Однако конструктивность самого губернатора проявилась в весьма своеобразной форме. В первых же комментариях блогеры попросили его высказаться по все тем же статьям из “Новой газеты”, но 5 мая эти комментарии были удалены. Губернатора попытались обвинить в том, что он не соблюдает им же заявленный принцип открытости общения, но и эти сообщения были быстро стерты. Поэтому довольно долго губернаторский дневник оставался вообще без комментариев, что стало поводом для насмешек на костромских интернет-форумах. Сейчас под первой записью в блоге костромского лидера можно прочитать лишь не несущие особой смысловой нагрузки отзывы вроде “Костромичи из ЖЖ поддерживают своего губернатора в стремлении общения с жителями области” и “Игорь Николаевич, здравствуйте!”. Ни на один комментарий губернатор пока не ответил.
“Президент сказал, а они исполняют как могут”
Спикер Ульяновской гордумы Василий Гвоздев нашел более оригинальный способ борьбы с анонимными критиками, попытавшись превратить виртуальную дискуссию в реальную.
27 апреля ульяновский блогер, называющий себя Богданом, опубликовал запись “12 негритят Василия Гвоздева”. В ней сообщалось, что в преддверии намеченных на март 2010 года выборов мэра Ульяновска и депутатов гордумы спикер Гвоздев и глава областной “Единой России” Игорь Тихонов “ведут активные консультации” по поводу будущих народных избранников. Причем инициатива в определении “нужных людей” принадлежит спикеру, который “считает себя наиболее подходящей фигурой на пост мэра” и “заинтересован в формировании лояльного ему состава городской думы”. Блогер также назвал 12 “безнадежных” депутатов действующей думы, которые, по его данным, не получат на выборах поддержки “Единой России”.
Эту информацию перепечатал сайт “Улпресса”, где размещаются все новости, аналитические статьи и иные сообщения об Ульяновске, выходящие в интернете и печатных СМИ, после чего информация о “12 негритятах” стала в регионе одной из самых обсуждаемых тем. А 4 мая на нее откликнулся и сам спикер. На сайте “Улпресса” он опубликовал заявление, в котором заверил, что “дума работает единой командой” и “так называемых разоблачений” не боится. Блогера Богдана Гвоздев обвинил в “желании накануне предстоящих выборов вбить клин между депутатами” и пригласил его на ближайшее заседание совета думы “для открытого диалога”, чтобы “не демонстрировать, прячась под никами, свою трусость и слабость”, а показать “свою смелость и принципиальность”.
Трудно сказать, дошло бы у спикера и блогера до рукопашной, если бы последний пришел на заседание, или нет, но Богдан на приглашение не откликнулся или, по крайней мере, не стал раскрывать свое инкогнито. “Никто не пришел и не позвонил… Если, конечно, автор не внутри сидит,— процитированы слова Гвоздева в стенограмме заседания совета, размещенной в одном из ульяновских блогов.— Если внутри, то пусть начинает говорить! Если не внутри, то он не пришел. Где ты? Нет его!” Расстроенный из-за несостоявшейся схватки спикер пообещал, что теперь “никакой информации о работе депутатов работники думы предоставлять не будут”. “Если есть сомнения, что эту информацию потом используют против любого из вас, включая Гвоздева,— не дадим… Не позволим”,— приводятся его слова в стенограмме. При этом спикер сообщил “Власти”, что искать таинственного Богдана не собирается “и в УВД подавать заявление не намерен”. “Я даже в суд за все время депутатства ни на кого не подавал, хотя и матом посылают”,— признался он.
Как полагают местные эксперты, случай со спикером еще раз доказывает, что ульяновские чиновники и депутаты в последнее время все чаще подключаются к дискуссиям в интернете. “Но то, как это коряво делается, говорит о том, что это чаще всего не по их личному желанию; просто президент сказал, губернатор приказал, а они исполняют как могут”,— заявил “Власти” депутат Ульяновской гордумы Александр Каплин. Правда, единороссы после скандала вокруг “12 негритят”, похоже, решили, что самым правильным для них будет просто игнорировать интернет-критиков. Как сообщил “Власти” источник в местной парторганизации, на прошлой неделе Игорь Тихонов выступил на собрании фракции “Единая Россия” в гордуме и рекомендовал соратникам не ввязываться в обсуждение каких-либо тем с анонимными блогерами, “так как это в итоге всегда будет работать против депутатов”.
“Блоги как средство связи “с небом””
В отличие от Костромы и Ульяновска, где, похоже, согласны с лозунгом “Если враг не сдается, его уничтожают”, в Красноярском крае с блогерами пытались разобраться по схеме “Если враг не уничтожается, его заставляют сдаться”. Но чтобы дотянуться до критики в президентском блоге, руки у местных начальников, видимо, оказались недостаточно длинными.
24 апреля депутат горсовета ЗАТО Железногорск Сергей Афонин разместил в блоге Дмитрия Медведева сообщение о затянувшемся строительстве Железногорской ТЭЦ, которое ведет “Росатомстрой”. Депутат напомнил, что атомный реактор на Железногорском горно-химическом комбинате, за счет которого отапливается город, по соглашению между Россией и США должен быть остановлен уже в мае этого года. Именно его еще в 2008 году должна была заменить ТЭЦ, которая, однако, будет готова только к лету 2010 года. “Город с более чем 100-тысячным населением рискует уйти в суровую сибирскую зиму без достаточного количества тепла и горячей воды”,— написал Сергей Афонин.
Удалить из президентского сетевого дневника критику заинтересованные лица, разумеется, не могли, да и применять против посетителя кремлевского блога силовые меры было бы, наверное, опрометчиво. Поэтому был избран другой метод. Через три дня депутату позвонили на мобильный телефон. “Человек назвался представителем “Росатома” или “Росатомстроя” — я не запомнил — и поинтересовался, зачем я написал, с какой целью, на каком основании,— рассказал “Власти” Афонин.— И спросил примерно так: “Не считаете ли вы, Сергей Николаевич, что было бы лучше, если бы вы убрали свой комментарий?” Я сказал, что не уберу”.
И в “Росатоме”, и в “Росатомстрое” “Власти”, естественно, заявили, что ни о чем железногорского депутата не просили. Но после этого, по словам Афонина, “активность по вопросу строительства Железногорской ТЭЦ возросла”: “После моего сообщения прошли различные совещания в “Росатоме” и правительстве Красноярского края. Меня и некоторых депутатов нашего совета пригласили в правительство края”.
Свое следующее обращение, теперь уже к премьеру Владимиру Путину, депутат решил передать более традиционным способом, вынеся его на обсуждение сессии горсовета. Тем не менее земляки Афонина полагают, что этот случай может стать прецедентным. “Безусловно, возможность человека, напрямую не встроенного в вертикаль власти, обратиться к острию этой вертикали повергла многих в шок,— сказал “Власти” начальник отдела общественных связей администрации Железногорска Дмитрий Захаров.— Я знаю, что не только в нашем регионе теперь ждут, не передадут ли им “привет” из президентской администрации. Пока чиновников такая перспектива пугает и заставляет что-то делать. Если история с ТЭЦ кончится ничем, этот страх исчезнет и все пойдет по-старому. А вот если Афонину удастся добиться, даже опосредованно, реакции федеральных властей и изменить ход событий в городе, тогда блоги как средство связи “с небом” могут стать новым каналом коммуникации взамен утерявших эту функцию СМИ”.
Афанасий Сборов; Нонна Гончаренко, Красноярск; Сергей Титов, Ульяновск
Us
Гвоздев: "Я даже в суд за все время депутатства ни на кого не подавал, хотя и матом посылают".
Я просто хочу напомнить: сколько чиновников и власть придержащих давило на дорогах людей и неполучивших никакого наказания! А тут, как они все же себя любят!
Мракобес
Тимур, только сейчас заметил – у вас же Яндекс.поиск индексирует не только статьи, но и комментарии. В итоге найти что-либо не представляется возможным, такая каша выдается в результатах
Timur
Поиск по дате вернем вместе с пакетом измененеий на этой, максимум на следующей неделе.
*
http://eservice.ulgov.ru/ Администрация уже интернетизируется во всю. Видимо Давыдов старается
Тимуру
Еженедельного обзора прессы от Кошелева больше не будет?
Путин – Морозову
Для меня абсолютно очевидно, что из желания продемонстрировать свою власть, снова и снова разгоняя и собирая людей, ничего хорошего не получится. Люди будут собираться, рассаживаться, потом настраиваться на работу… А тут уже, смотришь, надо другую команду собирать. И так будет продолжаться бесконечно.
Труднее создать рабочую обстановку. Но еще труднее заставить людей работать. Это надо уметь. И если вы создали эту рабочую обстановку, мотивировали людей к работе, а они взялись за нее, то дайте людям довести их работу до конца.
В ситуации внутреннего конфликта и противоречий в коллективе самое сложное для руководителя – это необходимость определиться: или расписаться в том, что у тебя все разваливается и ты просто не можешь работать вместе с этими людьми, или и себя заставить работать дальше, и других этим увлечь.
В любом случае, главное, что всегда должен помнить руководитель любого уровня: на нем лежит ответственность, которую он никому не может передать и расслабиться. Никогда нельзя убегать от решения проблемы, купаться в неведении и думать, что на тебе боженька заснул.