В конце 2008 года была завершена разработка «Проекта зон охраны объектов куль-турного наследия города Ульяновска». Заказчиком выступил Комитет архитектуры и гра-достроительства мэрии, исполнителем – проектная организация «Симбирскпроект». Ос-новная цель данной работы – комплексное сохранение историко-культурного наследия Симбирска-Ульяновска в условиях современного развития муниципального образования.

Ульяновск включён в список «исторических поселений» России. В соответствии с законодательством в этом случае охране подлежат все исторически ценные градоформи-рующие объекты: планировка, застройка, композиция, природный ландшафт. «Проектом зон охраны» определяется значимость объектов культурного наследия в структуре города и его исторических составляющих (ценных историко-культурных территорий, градо-строительных ансамблей, исторического природного ландшафта, исторической планиров-ки и красных линий застройки) при проведении любой строительной (хозяйственной) дея-тельности на его территории.

Принятие документа, регламентирующего градостроительную деятельность на ис-торических территориях крайне важно. За последнее десятилетие активно ведётся новое строительство, в том числе, и в историческом центре, который для инвесторов наиболее привлекателен. В результате город теряет веками сложившуюся историческую городскую среду, а вместе с ней и свою индивидуальность и привлекательность. При вторжении в исторический центр на первом месте, как правило, стоит не ценность объекта культурного наследия, а участок земли, занимаемый им. Зоны охраны с особыми режимами градо-строительной и хозяйственной деятельности – главный инструмент сохранения памятни-ков в их исторической градостроительной и ландшафтной среде.

«Проект» составлен на основе историко-архивных изысканий, натурных исследо-ваний, и в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов по охране объектов культурного наследия. В его состав вошли перечень и аннотированный список объектов культурного наследия, исторические справки, историко-культурный опорный план, боль-шое количество схем и чертежей с обозначением особо охраняемых территорий, режима-ми и регламентами их использования.

Ключевым является раздел «Режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах зон охраны объектов культурного наследия», в котором определе-ны границы охранных зон памятников (федерального, регионального и местного значе-ния), зоны регулирования застройки – территории с различными режимами использования земель и особыми градостроительными регламентами с соблюдением приоритета истори-ко-культурного наследия. Самые строгие режимы касаются наиболее ценных с точки зре-ния истории участков, здесь запрещено новое строительство (за исключением мер, на-правленных на регенерацию исторической среды и приспособление объектов культурного наследия), изменение исторической планировочной структуры улиц и лицевых линий кварталов, размещение рекламы и использование нетрадиционных для исторической сре-ды строительных материалов, введены строгие ограничения на реконструкцию объектов, представляющих историко-культурную ценность (зданий, лицевых фасадов, скверов и т.д.).

Разумеется, что любой город, в том числе и исторический, это живой организм, развивающийся по определенным законам. Его невозможно (да и недопустимо) законсер-вировать и превратить в музей, и таким образом решить проблемы сохранения ценного градостроительного наследия. Совершенно естественно, что любая городская ткань тре-бует обновления, но вмешательство должно быть обоснованным и продуманным, и не должно разрушать сложившуюся веками среду, а наоборот поддерживать её, создавая гармонию восприятия архитектурно-градостроительного облика города. К сожалению, в настоящее время исторические города стремительно утрачивают свой исторический об-лик, присущую лишь им самобытность, что происходит это из-за непродуманной и со-вершенно непонятной градостроительной политики в стране в целом и на местах. Интерес к городу определяется не современными постройками, а, прежде всего историческими, точнее грамотным сочетанием прошлого, настоящего и будущего.

Пути решения проблемы «как сохранить исторический облик города?» могут быть найдены лишь при совместных усилиях и взаимопонимании архитекторов, историков, краеведов, представителей власти, городской общественности. Результатом серьёзной ра-боты в этом направлении должно стать осознание необходимости сохранения всего исто-рико-культурного пласта наследия, его значимости во всех сферах Симбирска-Ульяновска.

А пока… «Проект зон охраны объектов культурного наследия города Ульянов-ска», согласованный в рамках законодательства с федеральными и региональными «ох-ранными» структурами ещё в декабре прошлого и январе настоящего года и получивший высокую оценку Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в об-ласти культурного наследия (Росохранкультура), не утверждён Правительством Ульянов-ской области. А ведь именно этот документ призван определить четкие и ясные правила по сохранению исторического культурного наследия и регулирования новой застройки в исторической части города. Он даёт реальную возможность проектировщикам и админи-страции города при отводе участков и выдаче архитектурно-планировочных заданий при-нимать решения в соответствии с требованиями и рекомендациями, установленными в ре-зультате анализа возможностей и условий использования определенной части территории в историческом городе. Он позволяет избежать серьезных градостроительных ошибок, способных нанести непоправимый ущерб ценному градостроительному наследию, а зна-чит привлекательности и самобытности нашей малой родины. И пока утверждаемая часть «Проекта» не приобретет законодательную силу, ситуация останется прежней: памятники будут ветшать и «умирать», а на их месте рождаться и приумножаться (зачастую не самые лучшие с точки зрения архитектуры) точечные новостройки.

Ольга СВЕШНИКОВА