В конце 2008 года была завершена разработка «Проекта зон охраны объектов куль-турного наследия города Ульяновска». Заказчиком выступил Комитет архитектуры и гра-достроительства мэрии, исполнителем – проектная организация «Симбирскпроект». Ос-новная цель данной работы – комплексное сохранение историко-культурного наследия Симбирска-Ульяновска в условиях современного развития муниципального образования. Ульяновск включён в список «исторических поселений» России. В соответствии с законодательством в этом случае охране подлежат все исторически ценные градоформи-рующие объекты: планировка, застройка, композиция, природный ландшафт. «Проектом зон охраны» определяется значимость объектов культурного наследия в структуре города и его исторических составляющих (ценных историко-культурных территорий, градо-строительных ансамблей, исторического природного ландшафта, исторической планиров-ки и красных линий застройки) при проведении любой строительной (хозяйственной) дея-тельности на его территории. Принятие документа, регламентирующего градостроительную деятельность на ис-торических территориях крайне важно. За последнее десятилетие активно ведётся новое строительство, в том числе, и в историческом центре, который для инвесторов наиболее привлекателен. В результате город теряет веками сложившуюся историческую городскую среду, а вместе с ней и свою индивидуальность и привлекательность. При вторжении в исторический центр на первом месте, как правило, стоит не ценность объекта культурного наследия, а участок земли, занимаемый им. Зоны охраны с особыми режимами градо-строительной и хозяйственной деятельности – главный инструмент сохранения памятни-ков в их исторической градостроительной и ландшафтной среде. «Проект» составлен на основе историко-архивных изысканий, натурных исследо-ваний, и в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов по охране объектов культурного наследия. В его состав вошли перечень и аннотированный список объектов культурного наследия, исторические справки, историко-культурный опорный план, боль-шое количество схем и чертежей с обозначением особо охраняемых территорий, режима-ми и регламентами их использования. Ключевым является раздел «Режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах зон охраны объектов культурного наследия», в котором определе-ны границы охранных зон памятников (федерального, регионального и местного значе-ния), зоны регулирования застройки – территории с различными режимами использования земель и особыми градостроительными регламентами с соблюдением приоритета истори-ко-культурного наследия. Самые строгие режимы касаются наиболее ценных с точки зре-ния истории участков, здесь запрещено новое строительство (за исключением мер, на-правленных на регенерацию исторической среды и приспособление объектов культурного наследия), изменение исторической планировочной структуры улиц и лицевых линий кварталов, размещение рекламы и использование нетрадиционных для исторической сре-ды строительных материалов, введены строгие ограничения на реконструкцию объектов, представляющих историко-культурную ценность (зданий, лицевых фасадов, скверов и т.д.). Разумеется, что любой город, в том числе и исторический, это живой организм, развивающийся по определенным законам. Его невозможно (да и недопустимо) законсер-вировать и превратить в музей, и таким образом решить проблемы сохранения ценного градостроительного наследия. Совершенно естественно, что любая городская ткань тре-бует обновления, но вмешательство должно быть обоснованным и продуманным, и не должно разрушать сложившуюся веками среду, а наоборот поддерживать её, создавая гармонию восприятия архитектурно-градостроительного облика города. К сожалению, в настоящее время исторические города стремительно утрачивают свой исторический об-лик, присущую лишь им самобытность, что происходит это из-за непродуманной и со-вершенно непонятной градостроительной политики в стране в целом и на местах. Интерес к городу определяется не современными постройками, а, прежде всего историческими, точнее грамотным сочетанием прошлого, настоящего и будущего. Пути решения проблемы «как сохранить исторический облик города?» могут быть найдены лишь при совместных усилиях и взаимопонимании архитекторов, историков, краеведов, представителей власти, городской общественности. Результатом серьёзной ра-боты в этом направлении должно стать осознание необходимости сохранения всего исто-рико-культурного пласта наследия, его значимости во всех сферах Симбирска-Ульяновска. А пока… «Проект зон охраны объектов культурного наследия города Ульянов-ска», согласованный в рамках законодательства с федеральными и региональными «ох-ранными» структурами ещё в декабре прошлого и январе настоящего года и получивший высокую оценку Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в об-ласти культурного наследия (Росохранкультура), не утверждён Правительством Ульянов-ской области. А ведь именно этот документ призван определить четкие и ясные правила по сохранению исторического культурного наследия и регулирования новой застройки в исторической части города. Он даёт реальную возможность проектировщикам и админи-страции города при отводе участков и выдаче архитектурно-планировочных заданий при-нимать решения в соответствии с требованиями и рекомендациями, установленными в ре-зультате анализа возможностей и условий использования определенной части территории в историческом городе. Он позволяет избежать серьезных градостроительных ошибок, способных нанести непоправимый ущерб ценному градостроительному наследию, а зна-чит привлекательности и самобытности нашей малой родины. И пока утверждаемая часть «Проекта» не приобретет законодательную силу, ситуация останется прежней: памятники будут ветшать и «умирать», а на их месте рождаться и приумножаться (зачастую не самые лучшие с точки зрения архитектуры) точечные новостройки. Ольга СВЕШНИКОВА Материалы комментируем в нашем телеграм-канале
|
|
|
Время
"За последнее десятилетие активно ведётся новое строительство, в том числе, и в историческом центре, который для инвесторов наиболее привлекателен. В результате город теряет веками сложившуюся историческую городскую среду, а вместе с ней и свою индивидуальность и привлекательность"
ВО В СВЯЗИ С ЭТИМ ПРЕДЛАГАЮ
1).Снести все дома в центре города построенные после 1917 года и восстановить деревянные развалюхи по дореволюционным фото….
2) Специальным законом принятым городской думой остановить время и прогресс.
3) Строго наказывать новых застройщиков за использование новых архитектурных форм и строительных материалов.
4) Снести весь асфальт и брусчатку восстановить дореволюционное земляное покрытие в центральной части города.
5) Разработать план по восстановлению облика города на момент первых построек.
Ну вроде все….. да подпись забыл
Маразм Маразмович Маразмов
Внимательный
М.М. Маразмову.
Можно было не подписываться, текст говорит сам за себя. Объяснять, что сохранение исторического облика и памятников не связано с отказом от благ цивилизации нормальным людям не надо. А к подписи надо бы добавить название архитектурной мастерской, владелец которой заинтересован в заказе на строительство очередного урода и фамилию чиновника, желающего получить "откат" за выделение участка для этого.
И то, что проект охранных зон мурыжат (а сделать это можно только с подачи самого верхнего руководства) – свидетельство того, что "М.М. Маразмовых" у нас во власти запредельное количество.
Время
Внимательному….
Все это уже пройдено нашими дедами и прадедами… всегда так строили, кто платит тот и заказывает архитектурную музыку:)) Вы что думаете в дореволюционной России все ныне ценимые архитектурные шедевры воспринимались всеми на УРА???
Нельзя же так на самом деле все что сейчас плохо все что тогда замечательно:(???
Город, в котором тебе не везет, всегда кажется неинтересным по архитектуре. (Эмиль Кроткий)
Модное здание через десять лет утратит молодость и станет устарелым. Оно сделается менее неприятным на глаз через двести лет, когда мода забудется. (Фредерик Стендаль)
Приезжая в Париж, я обедаю только в ресторане на Эйфелевой башне. Это единственное место, откуда не видно этого чудовищного сооружения. (Уильям Моррис)
Архитектура – выразительница нравов. (Оноре де Бальзак)
Здания должны быть хорошими соседями для человека. (Пол Тайри)
лена
нормальная статья
Марозматик не заметил в тексте статьи фразу, исключающую его маразматические обвинения. Чему удивляться, особенно если "ля-ля" оплачено?
Бред
У города денег на поддержание в нормальном состоянии исторических зданий нет. Ныть в газетах так и продолжат всякие "деятели", которые также хотят получить свою копейку дабы заткнуться.
Мое предложение – снести весь хлам (будь он хоть трижды памятником) в центре и застроить новыми и адекватными зданиями!
А то приезжают инвесторы и единственно что могут сказать "вот у вас в центре дыра!"
Так что ф топку автора! Старается ради бабла имхо!
Кузьма Егоров
Ольга, а почему именно тормозится утверждение проекта? Какой повод?
житель
принятие Зон охраны объектов культурного наследия в городе Ульяновск, будет обозначать лишь одно, то что инвестиционно-строительная деятельность прекратиться в центральной части города на годы вперед, точнее на ней можно будет поставить крест!
и будем мы и дальше жить в городе гнилушек и бараков, извиняюсь для некоторых в городе-саде-музее!
p.s. и будут последние все эти годы ныть и стонать, что из бюджета им денег не дают и поэтому всё так плохо, все сгнило и разрушилось.
Кстати, в городе Суздаль отказались от принятия Зон охраны объектов культуры, и весь контроль возложили на местный градосовет!
Фримен
Вот такие вопросы и надо выносить на городской референдум, а не всякую, простите, фигню. Потому что облик центра города – это не на два-три года, и даже не на 5-10 лет. Есть европейский путь, где центр сохраняется как исторический памятник. Есть американский, где центр – средоточие деловой и культурной жизни. А мы какой центр города хотим иметь? (Это без всяких меркантильных интересов застройщиков, которые и так ухитрились настроить на супердорогой земле жилые дома и разные коттеджи). Вообще градостроительством в городе никто не то, чтобы не "рулит", уровень просто пещерный!
Изгнанница
Это "Симбирскпроект", который совершенно безграмотно и безобразно спроектировал дом Максимы-Х за 4-й школой на Среднем Венце! И в самом этом доме жить никто не хочет – дорого и неудобно, комнаты как пеналы, и соседнему дому дневной свет закрыли, и сами без света, спроектировано и построено так, что в соседней хрущёвке вообще невозможно из-за них жить. Эту контору близко к проектированию домов допускать нельзя, они не о людях думают, а о деньгах, а потом хоть потоп.
Внимательный
Комментарии коммерсантов от архитектуры, заинтересованных в строительстве в центре города хорошо показывают, окуда ноги ростут. Речь то ведь идет об очень незначительной части городской территории – там где сохранились памятники истории и культуры да историческая застройка. Элементарно грамотные и культурные люди хорошо понимают, что такие объекты оценивают по совокупности критериев – им не надо, чаще всего, быть выдающимися произведениями архитектуры, у них иная ценность. Однако как местная власть, так и местные деятели лишь по диплому являющиеся архитекторами, ни грамотностью ни вкусом не отягощены. Достаточно посмотреть на то, что пропихивает г-жа Тарасова, да но то, что построено в городе. Плотность каменных уродов на квадратный километр городской территории превышает все мыслимые пределы. И охранные зоны хоть в малой степени спасут города от наступления хорошо проплаченной безвкусицы.
Умный
А что, власти не видят, что творит эта г-жа Тарасова? Раньше (когда не деньги играли главную роль) никому не позволялось самолично распоряжаться достояниями культуры! Только неуч или "специалист по диплому" не понимает, что памятник – это необязательно нарядный и блестящий объект. Такие не поймут, почему, например, в музее хранится обломок обшивки фрегата "Паллада". Над нами уже за границей смеются из-за безвкусицы, которая насаждается в нашем городе. Неужели сверху никто не замечает того, что творится?