Все важные этапы жизненного пути Николая Деликеева так или иначе связаны со словом «часы»
Стальная магистраль стала неотъемлемой частью жизни Николая Деликеева с детства, ведь родился он в железнодорожной Майне, где дорога в школу проходила рядом со стальной колеей. Мальчишкой завороженно смотрел он на проходящие поезда, мечтал видеть себя на месте машиниста.
В 9-ом классе Николай уже знал, что после школы пойдет учиться в Ульяновский железнодорожный техникум на помощника машиниста. Однако с подачей документов опоздал и пошел учиться на слесаря подвижного состава. Получив специальность, успел несколько месяцев поработать в локомотивном депо Ульяновск, прежде чем его забрали в армию. После «срочной» Николай вернулся в Майну, где год проработал часовым мастером. Так получилось, что это его увлечение стало большим подспорьем для будущей профессии.
– Любовь к технике, механике у меня с детства, – признался Николай.
Тяга к локомотивам дала о себе знать скоро, и летом 1985 года Николай вновь приехал в локомотивное депо Ульяновск. Начал работать слесарем по осмотру и ремонту тепловозов. Первым наставником железнодорожника в то время был сменный мастер пункта технического осмотра локомотивов Владимир Максюков, работающий сегодня на предприятии председателем профкома.
В 1995 году Николай Деликеев перешел работать в цех профилактики «ходовиком» – следил за исправностью нижней части тепловоза: тяговым двигателем, колесами, тормозной системой. Но работу по душе Николай нашел в должности слесаря по контрольно-измерительным приборам и автоматике локомотивного депо Ульяновск.
– Перво-наперво – проверка и ремонт скоростемеров – электронных приборов контроля скорости тепловозов, – объясняет Николай. – Это как «черный ящик» в самолете, где на специальной ленте записываются параметры движения поезда во время маршрута. Механизм скоростемеров схож с часовым. Помогает и усидчивость, ведь для того чтобы собрать скоростемер, требуется около двух часов напряженной работы.
Разбираться в контрольно-измерительных приборах тепловоза по силам далеко не каждому. Достаточно сказать, что ремонтировать скоростемеры в локомотивном депо Ульяновск могут только два человека – сам Николай и его напарник Михаил Виштин. Только им предоставлено право на проверку скоростемеров – своего рода государственный контроль за правильной работой приборов тепловоза.
Свое хобби, давшее ему путевку в жизнь, Николай не забывает и в свободное время любит повозиться с часовым механизмом. В его копилке – богатая коллекция механических наручных и карманных часов, в том числе раритетных.
Удивительно, но факт: все важные этапы жизненного пути Николая Деликеева так или иначе связаны со словом «часы». Его рабочие инструменты: специальные отвертки, пинцеты, жгутики, шестеренки прочно обосновались в его рабочем столе, в армии он служил часовым на границе, на работе механизм скоростемеров оказался родственным с часовым двигателем.
Вот и получается, что часы указали железнодорожнику путь к вершинам мастерства. Как результат за добросовестную работу он стал «Лучшим по профессии на железнодорожном транспорте».
Автор: Александр Савенков