(…) Космополиты говорят или думают так: «Мы не признаём узких начал национальности, патриотизма, мы признаём человечество и работаем во имя его блага, а не той или другой нации! Вы, Русские, сидите там со своим право-славием, самодержавием и народностью – и досидитесь до того, под гнётом этих трёх начал, что вас со всех сторон, как море, окружат и потопят просве-тившиеся, свободные, развившиеся люди, всё соединённое человечество, без всяких ярлыков наций, религий, правлений! Вон уже, говорят они, Япония про-свещается, Китай шевелится, с Запада грозят новые идеи, пушки и колоссальные капиталы. Англия и Америка подают всем пример народной самодеятель-ности и самоуправления – и распространят этот пример по всем частям света! А вы ещё всё в детстве – всё спрашиваетесь папеньки да маменьки, нужды нет, что никакая, самая крупная наседка не может спрятать под крылья и пары годо-валых цыплят! А вы всё сидите под крыльями, хотя ноги и руки лезут вон, но вы прячете голову! А тут-де англосаксонские расы – англичан, американцев, немцев, да живой подвижной дух и ум французов, обойдут и преобразят весь мир, вольный мир, вольных, всемогущих людей, целое человечество и задавят вас! А вы ещё не смеете даже думать и говорить вслух, ни двигаться свободно, в вас подавлен ум, дух, мысль, воля – нет у вас ни науки, ни искусства, ни сво-бодного даже ремесла, нет, стало быть, самодеятельности, все ваши хваленые народные силы и способности пропадают даром, подавленные угодничеством, произволом, страхом, детскою болезнию – и доселе за вас и для вас всё делают иностранцы, учат, лечат вас, снабжают всяким и духовным, и материальным добром! Вы бедны, жалки, бессильны, вы – младенцы и рабы! Мы – уйдём от вас и будем жить с человечеством и для человечества!»

Вот вкратце, сжато – космополитическая точка зрения! Не знаю, есть ли в этой широкой мечте о будущем, когда все народы сольются в одну семью — и не будет ни национальностей, ни патриотизма, а только одна братская общая любовь к ближнему – есть ли в ней какая-нибудь доля справедливости (не мне, «узкому патриоту», судить о том!)?

Но зато тут есть огромный софизм!

Никто и ни в какой нации не может взять на себя применения этой идеи к делу, хотя бы даже у этой идеи и была видна в перспективе такая будущность! Так точно, как никакой солдат, с каким-нибудь своим особенным ультрафилософским и свободным взглядом на войну, – не может перебежать из своих рядов к непри-ятелю, не обесчестив себя! Гражданин нации, кто бы он ни был, есть не что иное, как её единица, солдат в рядах – и один за целую, развитую нацию отвечать и решать не может! Пусть он в теории, путём философии и других наук делает вы-воды, строит доктрины, но он обязан служить злобе дня, данному моменту в те-кущей жизни. Если бы все народы и слились когда-нибудь в общую массу человечества, с уничтожением наций, языков, правлений и т. д., так это, конечно, по-сле того, когда каждый из них сделает весь свой вклад в общую кассу человече-ства: вклад своих совокупных национальных сил – ума, творчества духа и воли! Каждая нация рождается, живёт и вносит свои силы и работу в общую человече-скую массу, изживает свой период и исчезает, оставив свой неизгладимый след! Чем глубже этот след, тем более народ исполнил свой долг перед человечеством!

Поэтому всякий отщепенец от своего народа и своей почвы, своего дела у себя, от своей земли и сограждан – есть преступник, даже и с космополитиче-ской точки зрения! Он то же, что беглый солдат! Вот почему патриотизм – не только высокое, священное и т. д. чувство и долг, но он есть – и практический принцип, который должен быть присущ, как религия, как честность, как руко-водство гражданской деятельности, – каждому члену благоустроенного обще-ства, народа, государства!

Надо прежде делать для своего народа, потом для человечества и во имя человечества!

Все возвышенные, святые, чистые и т. д. идеалы суть не что иное, как за-родыши идей, а идеи, в свою очередь, суть предтечи правил, обращающихся в житейские практические начала! А если ещё эта утопия об общем человечестве никогда не состоится, а будут бесконечно одни народы сменять других – и всё про себя и у себя работать для себя и для человечества вместе – и так до конца века? Тогда уже эти добровольные эмиграции Бог знает, как назвать!

Всем известно, что такое Герцен и подобные ему (да много ли таких?) – ушедшие от угроз, от страха беды, к большей свободе! Герцен – не упуская этой космополитической идеи из вида, действовал всё-таки для России и, горя-чо любя ее, язвил её недостатки, спорил с правительством, выражал те или дру-гие требования в её пользу, громил злоупотребления – и нет сомнения, был во многом полезен России, открывал нам глаза на самих себя. Он ушёл, потому что здесь этого ничего он не мог бы делать!

___________________________________

Гончаров И. А. Собрание сочинений. – М.: Художественная литература, 1980. – т. 7. – С. 382–384.