Пару месяцев назад я рискнул задать вопрос о национализации Ульяновского автозавода. Каждый год город Ульяновск отдает УАЗу порядка 30 миллионов рублей в виде налоговой льготы. Так город с его скромным бюджетом помогает богатой частной кампании «Соллерс». Свой вопрос я сформулировал в виде депутатского обращения и направил в аппарат Ульяновской Городской Думы. Я предложил коллегам-депутатам разобраться, на что расходует собственник завода эти 30 миллионов рублей. Мне показалось, что такой интерес к тому, куда уходят городские деньги, — прямая обязанность депутата.

Сейчас тема контроля за собственниками звучит, наверное, во всех средствах массовой информации. Особенно после экстренного визита премьер-министра Владимира Путина в Пикалево. А тогда моя скромная попытка разобраться в ситуации вызвала бурную реакцию председателя думы Василия Гвоздева. Василий Анатольевич заявил, что ему «стыдно за Геннадия Бударина» и охарактеризовал мой интерес к судьбе УАЗа и бюджетных средств «дешевым PRом». В общем, завернули мое обращение. Правда, на депутатский час вскоре прибыли и г-н Пинков, и г-н Юрасов. Долго говорили, что на заводе все в порядке. А депутатов на завод так и не пустили. Сказали, что нечего там делать посторонним людям. Были бы акционеры — милости просим. Депутаты ведь не акционеры. Всего 30 миллионов в год выделяют. Сущие пустяки. Значит на чужом заводе делать им нечего.

Прошло немного времени, и в газете «Коммерсант» я наталкиваюсь на удивительную заметку «Спикер поставил себя выше оценок». Автор — уважаемый мною журналист Сергей Титов. В заметке занимательная история о том, как председатель Ульяновской Городской Думы Василий Гвоздев разместил свое фото в школьных дневниках. Фото Гвоздева сопровождало его напутственное слово к ученикам. Несколько тысяч таких дневников уже разнесли по школам. Оплатили дневники некие спонсоры и сам Василий Гвоздев. Кто были эти спонсоры, председатель Сергею Титову не ответил. Люди они, по словам Гвоздева, православные и потому скромные. Правда, о том, что сам оказался в числе спонсоров дневника Василий Гвоздев сообщил. Не до скромности, видно, когда таким способом распространяешь свою фотографию.

Уже тогда, отложив газету, я вспомнил громкие заявления Василия Анатольевича про «дешевый PR» и улыбнулся. Конечно, PR с дневниками дешевым не назовешь. Газета писала, что Василий Гвоздев потратил на дневники свою среднюю зарплату за месяц — 70 тыс. рублей.

Наверное, об этой истории я бы достаточно быстро забыл. Но буквально на днях до меня доходит еще одна новость. В Засвияжье какие-то доброжелатели от имени Василия Гвоздева ходят по району и раздают уже не дневники, а деньги. По 500 рублей. Школьникам, c отличием завершившим учебный год. Эдак по-простому. По-купечески. Без особых изысков.

Во время выборов такое действие кандидата в депутаты или политической партии расценивается как подкуп избирателей. Заканчивается подкуп для кандидата или партийного списка снятием с предвыборной гонки. Иначе говоря — удалением из активной политической жизни. Но между выборами политиков никто не ограничивает в выборе средств. Могут раздавать что угодно. Деньги, дневники, валенки.

Наверное, всем этим, с точки зрения Василия Гвоздева, и следует заниматься депутату. Для иного политика раздача карманных денег небогатым избирателям — занятие более важное, чем беспокойство о том, куда уходят миллионы бюджетных средств. Может быть, такое беспокойство для Василия Анатольевича, действительно, слишком дешевый PR?