9 июня в Малом зале Законодательного Собрания состоялся «круглый стол», посвященный проблемам оптимизации образовательной сети Ульяновской области. Его провел председатель комитета ЗСО по социальной политике, государственному и муниципальному строительству и делам молодежи, секретарь политического совета регионального отделения политической партии «Единая Россия» Игорь Тихонов. В мероприятии приняли участие заместитель Председателя Законодательного собрания Тамара Дмитриева, депутаты Законодательного Собрания Екатерина Уба, Борис Александров, Вячеслав Алексейчик, Александр Кругликов, Алексей Куринный, Сергей Маринин, Габдулхак Мурзаханов, заместитель Председателя Правительства Ульяновской области Тамара Девяткина, и. о. министра образования Ирина Балашова, главы муниципальных образований.
Целью «круглого стола» стало определение основных целей оптимизации как одного из средств повышения качества образования. Также в ходе заседания планировалось рассмотреть проблемы тех образовательных учреждений, в отношении которых в Законодательное Собрание поступали обращения граждан.По словам Игоря Тихонова, удивляет подход некоторых муниципальных образований, которые зачастую необдуманно и непонятно по каким критериям решают реорганизовать ту или иную школу. В результате решения о реорганизации школ вызывают протесты общественности и отменяются местными советами депутатов. Так произошло в поселке Новоанненковский Майнского района, селе Тияпино Инзенского района, Большая Борла Теренгульского района и некоторых других. Спрашивается – зачем тогда вообще было начинать этот процесс? Во избежание подобных эксцессов, прежде чем составлять список школ, подлежащих реорганизации, необходимо разработать четкие критерии, и задача «круглого стола» – выработать общую позицию по этому вопросу, чтобы решить все проблемы до начала нового учебного года.
В рамках реализации муниципальных программ органами местного самоуправления в 2009 году планируется сокращение 55 общеобразовательных школ, что составляет 10% от их общего количества по состоянию на 1 января 2009 года. Ожидается, что с 1 сентября 2009 года в Ульяновской области будут функционировать 492 учреждения общего образования. Здания закрытых школ ни в коем случае не должны быть заброшены и разрушены, их сохранение – важнейшая задача муниципалитетов. Еще одним обязательным условием реализации муниципальных программ оптимизации должно стать трудоустройство учителей из сокращенных или реорганизованных школ.Как отметила заместитель председателя комитета ЗСО по социальной политике Екатерины Уба, за период 2008-2009 учебного года в комитет по социальной политике, государственному и муниципальному строительству и делам молодежи поступило 21 обращение от жителей Ульяновской области. Каждое из них было рассмотрено с выездом на место, в школу совместно с представителями регионального Министерства образования и руководителями муниципалитетов.
Еще в январе 2009 года на специальном совещании, посвященном вопросам оптимизации образовательных учреждений, социальный комитет ЗСО разработал рекомендации Министерству образования Ульяновской области и руководству муниципальных образований. В числе рекомендаций – проведение предварительной разъяснительной работы среди педагогических коллективов, родителей, учащихся о готовящейся реорганизации образовательных учреждений, разработка и утверждение поэтапного плана оптимизации каждого конкретного образовательного учреждения, проведение реорганизации до начала учебного года и ряд других. Но, как показывает практика, этих рекомендаций придерживаются не во всех муниципалитетах.
По словам заместителя Председателя Правительства Ульяновской области Тамары Девяткиной, тема оптимизации непростая и болезненная. Она возникла не потому, что кому-то захотелось перемен. Причины, к сожалению, объективны – за последние 18 лет образовательная сеть в нашей области без всякой оптимизации сократилась на 139 школ. За этот же период количество детей в школах уменьшилось на 71 тысячу. Нагрузка на одного учителя сократилась с 14 до 9 учеников. Население продолжает убывать. Только за период с 2005 года число учеников сократилось на 26 тысяч человек. Сегодня мы наблюдаем нарастающее противоречие между емкостью сети образовательных учреждений и реальным контингентом обучающихся. Значительная часть сельских школ заполнена на 20-50% от проектной мощности. Страдает в сельских школах и качество знаний, это четко продемонстрировал Единый государственный экзамен в 2008 году. Залогом качественного образования должно стать наличие квалифицированных учителей – предметников, которых в сельских школах не хватает. При этом Тамара Девяткина отметила, что на сегодняшний день стоит задача обязательно сохранить на селе начальные школы, чтобы малыши учились рядом с домом. Для тех, кто будет ездить в другие школы (в основном это старшеклассники) закупаются специализированные автобусы. По общему мнению, здесь необходимо в первую очередь сделать все необходимое для обеспечения безопасности этих ребят в дороге.
Подводя итоги «круглого стола», Игорь Тихонов отметил, что при оптимизации образовательной сети надо соблюдать несколько обязательных условий. Во-первых, обеспечение школьников автобусами, качественные дороги, трудоустройство учителей, учет мнения педагогов и родителей. Причем сегодня дороги – самый проблемный пункт. Поэтому необходима программа, которая обеспечит контроль за всеми дорогами, по которым детей будут возить в школы. Игорь Тихонов также отметил недостаточность разъяснительной работы среди населения и педагогических коллективов, а также ее несвоевременность. Главы муниципальных образований должны уделять этому вопросу больше внимания. И еще одна, пожалуй, самая серьезная рекомендация по итогам «круглого стола» – пересмотр списка малокомплектных школ, подлежащих реорганизации с использованием индивидуального подхода в каждом конкретном случае.
В целом все депутаты Законодательного Собрания были единодушны в одном: оптимизация – это лишь часть проблемы, и решать ее необходимо посредством комплексного развития сельских поселений. Только при устойчивой жизнедеятельности села, привлечении в него молодых кадров, при наличии достойной работы, развитой инфраструктуры, учреждений социальной сферы в селах будет рождаться больше детей и, следовательно, исчезнет необходимость закрывать школы.