Областной конкурс профессионального мастерства – всегда серьезное испытание. Он определяет лучших из лучших. Конкурс 2009 года принес димитровградской милиции хорошие результаты: старший дознаватель отдела дознания Юлия Владимировна Шевяхова заняла третье место, а старший инспектор ОПДН Елена Ивановна Бекетова была признана лучшей среди инспекторов по делам несовершеннолетних нашего региона. В преддверии Дня города Елена Ивановна стала гостем нашей редакции
Победить, чтобы не подвести коллектив
– Елена Ивановна, почему именно вам было доверено участвовать в областном конкурсе?
– В прошлом году конкурсы профессионального мастерства были организованы администрацией Димитровграда. От нашей службы в нем участвовало пять человек. Мне было присуждено призовое место. И когда решалось, кто поедет на областной конкурс, начальник отдела по делам несовершеннолетних Ольга Анатольевна Садыкова с уверенностью заявила, что в этом году должна поехать я.
– Сколько было участников? Какие испытания вам пришлось выдержать?
– На звание лучшего инспектора претендовало четырнадцать человек. От участников требовалось показать теоретические знания по специальности, криминалистике, медицинской подготовке, продемонстрировать навыки боевых приемов, показать физическую подготовку, пробежать кросс на километр… По результатам соревнований мне было присуждено первое место.
– Стрелять из табельного оружия, бегать на длинные дистанции, демонстрировать боевые приемы, наверное, сподручнее мужчинам…
– С нами соревновался всего один лишь инспектор-мужчина. К сожалению, среди инспекторов по делам несовершеннолетних представителей сильного пола сегодня единицы. В нашем отделе их вообще нет.
– Что говорили руководители, отправляя вас на региональный конкурс?
– Ольга Анатольевна Садыкова сказала, что я должна быть первой. Сергей Петрович Карпов, начальник ГУВД, пожелал мне войти в тройку призеров. Получив такие напутствия, я старалась бороться до конца. Это было трудно. Ведь во многих испытаниях требовались энергия, сильная физическая подготовка, а моими соперницами были молодые девочки. В других же конкурсных турах от участника требовались опыт и умение анализировать. В общем, мне пригодились все знания.
– Приятно ощущать себя победителем?
– Приятно. Я была горда тем, что Димитровградское УВД, которое мне доверено было представлять, вновь выиграло и не в первый раз. В 2007 году лучшим инспектором по делам несовершеннолетних Ульяновской области стала моя коллега Джейран Еромасова. В 2009 году мы укрепили свои позиции на уровне региона. Еще и поэтому мне было трудно участвовать в конкурсе. Не подвести родной коллектив отдела, не подвести родной коллектив городской милиции – это было главным!
Не просто место работы
– Елена Ивановна, как вы пришли на службу в милицию?
– В марте 2001 года я пришла устраиваться на работу в паспортно-визовую службу, фактически не зная, что это подразделение милиции. Меня приняли. Работа понравилась. Уходя в декретный отпуск по уходу за ребенком, я не знала, что служба станет миграционной и будет подчиняться другому ведомству. В марте 2007 года, когда я вышла на работу, мне предложили другую должность. Так я стала инспектором по делам несовершеннолетних и осталась служить в милиции.
– Вы являетесь инспектором по делам несовершеннолетних по работе в учебных заведениях. В каких школах вы работаете, и что входит в ваши обязанности?
– Работаю в школах №№16, 27, в специальном коррекционном профессиональном училище и МСХТ.
Самая главная задача школьных инспекторов – профилактика правонарушений и преступлений среди учащихся. А результат достигается индивидуальной работой с подростками. На моем участке самое сложное учебное заведение – школа №16. Она не идеальная, в ней учится достаточно много трудных подростков, есть дети и из неблагополучных семей. Поэтому работы хватает. По сравнению с прошлым годом, число правонарушений и преступлений, совершаемых школьниками, сократилось. И в этом заслуга не только школьного инспектора, но и педагогического коллектива, с которым мы работаем в тесном контакте.
– В силу своего возраста не все ребята понимают, что их биографии пишутся с детства, что поступки, совершенные в начале пути, могут испортить всю жизнь…
– К сожалению, это так. Некоторые подростки даже не понимают, что взрослые, пытаясь наставить их на путь истинный, борются за их судьбу.
Так уж сложилось, что один из моих подопечных с раннего детства знаком всей милиции. Юра очень умный, но очень сложный мальчик. Только в прошлом году он совершил пять преступлений! Ему пришлось за них отвечать, когда он достиг возраста уголовной ответственности. Он очень рано встал на этот скользкий путь. Юра убегал из дома, жил на улице месяцами, практически не учился. Его помещали в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей. Сейчас он находится в специальном учреждении закрытого типа в Северной Осетии. Учится там. С его мамой мы поддерживаем отношения. Надеемся, что он все осознает и вернется в город другим человеком.
– Юру знают и журналисты – о его «подвигах» не раз приходилось писать и мне. И мы понимаем, что вместо названного вами учреждения он мог попасть в колонию…
– С Юрой мы долго работали. Многие уже стали говорить мне, что я зря с ним нянчусь, ведь он же не мой родной сын.
Да, Юра мог оказаться в колонии, но наш отдел и комиссия по делам несовершеннолетних вышли с ходатайством в суд об определении его в учреждение закрытого типа. Сделано это было в воспитательных целях. Хотелось бы, чтобы он все правильно понял.
– С людьми работать трудно. Работать с детьми еще труднее. Как вам это удается?
– С детьми действительно работать становится все труднее. Инспектору по делам несовершеннолетних по долгу службы приходится иметь дело с трудными подростками. И нужно понимать, что перед тобой, прежде всего, ребенок, который нуждается в помощи, а уж только потом – правонарушитель. Очень хорошо, когда наша работа воспринимается и подростком, и его родителями как помощь. Тогда совместными усилиями удается исправить ситуацию. Но трудно общаться с родителями, которые отказываются от сотрудничества с нами. Неправильно и выгораживать детей, тем самым поощряя их неправильное поведение.
– Как же нужно работать с инспектором?
– Нужно сотрудничать. Если подросток ставится на учет, это знак для родителей, которые что-то упустили в воспитании, что-то пропустили важное в жизни своего чада. Усиливая контроль за ребенком, нужно знать его круг общения и помогать встать на правильный путь. А чтобы не случилось беды, нельзя терять контакта с ребенком, надо интересоваться его жизнью, как в школе, так и вне ее, знать его друзей, с кем он общается на улице, чем интересуется, занять его досуг полезными делами.
– Закон Ульяновской области, ограничивающий нахождение детей до 16 лет на улице, в прессе нарекли законом о комендантском часе. Подростки знакомы с его требованиями?
– Они знают о законе, но некоторые надеются, что не попадутся. Когда их останавливают на улице, кто-то пытается прибавить себе возраст. Такие уловки не проходят.
Относятся по-разному к закону и взрослые. Кто-то за-прещает своему ребенку находиться на улице в позднее время и винит себя, если не уследил, не усмотрел. А некоторые, наоборот, начинают перекладывать вину на других. При этом все понимают, что ограничительные меры введены в целях безопасности детей.
Я считаю, что в любом возрасте дети должны находиться под присмотром родителей. По крайней мере, взрослые должны знать, где и с кем проводит время их сын или дочь.
Летом эта проблема будет еще актуальнее. Поэтому не нужно расслабляться и идти на поводу у своих детей.
– Штат отдела по делам несовершеннолетних укомплектован полностью. Расскажите о вашем коллективе?
– Коллектив отдела очень дружный. В нем много молодежи, но есть и опытные сотрудники. У нас царит взаимовыручка. Сотрудники всегда и во всем помогают друг другу. И в том, что у нас сложилась такая здоровая обстановка, большая заслуга нашего руководителя. Мне всегда хочется идти на работу, хочется возвращаться в коллектив после отпуска. Это и раньше было очень важно, а сейчас тем более.
– Институт школьных инспекторов, созданный в органах внутренних дел, оправдывает свое предназначение?
– Думаю, что оправдывает. Школьный инспектор работает непосредственно с детьми в школах во время всего учебного года. Рабочий день инспектора также начинается в учебном заведении. Работа ведется совместно с социальным педагогом, который хорошо знает учащихся, обстановку в семьях. Возникающие проблемы решаем на месте и оперативно.
Сегодня в штате ОПДН всего десять школьных инспекторов. За каждым сотрудником закреплено по два-три, а то и четыре учебных заведения. Так что нагрузка очень большая.
– Раньше появление сотрудника милиции в школе означало, что что-то произошло. Сегодня люди в форме присутствуют в каждом учебном заведении. Как относятся к этому дети?
– Действительно, раньше это было необычным. Сейчас ученики привыкли. Думаю, присутствие в школе сотрудника милиции некоторых детей дисциплинирует. Нас и на улице узнают, здороваются. Это очень приятно.
– Наблюдая за сегодняшними школьниками, я все чаще думаю, что учиться им стало труднее. У многих из тех, кто действительно учится, совсем нет свободного времени. Да и сегодняшние мальчишки и девчонки более социализированы и, если хотите, политизированы, чем раньше…
– Школьная программа сегодня насыщенная и сложная. Да и соблазнов различных у сегодняшних детей побольше. Проблем больше стало и у родителей. Ребенку трудно вы-брать ориентиры. И в этом ему должны помочь взрослые.
Ругая молодежь, не следует забывать, что дети копируют поведение взрослых. Какие мы, такие и наши дети.
Что нужно женщине
– Елена Ивановна, все это время мы говорили о работе, о ваших подопечных. При этом у вас блестели глаза. Сегодня редко увидишь такое неравнодушие. Но ведь у вас есть и свои дети. Расскажите о них.
– У меня две дочери. Старшей Ангелине десять лет, она школьница, перешла в пятый класс. Младшей Кристине четыре года, она посещает детский сад. Старшая дочка отличница, и мы все очень гордимся ею.
– Ваши дети понимают, что их мама служит в милиции?
– Это они понимают, но им хочется, чтобы мама была чаще дома.
– Кто вам помогает растить таких прекрасных дочерей?
– Муж Виктор Геннадьевич и свекровь, бабушка девочек, Нина Ильинична Бекетова. Их помощь неоценима.
– Когда вы дома, чем любите заниматься?
– Вязать и шить для детей. Раньше я и себе что-то творила, но сейчас свободного времени очень мало. Разведением цветов люблю заниматься, читать хочу больше и чаще.
– Вы не боитесь, что дочери могут вам сказать, что вы больше времени тратите на чужих детей?
– Боюсь, но думаю, что этого не произойдет. Служба в милиции мне нравится, она приносит реальную пользу. И хотелось бы дослужить до пенсии.
– Женщина, обремененная семьей и детьми, способна сделать карьеру? И нужно ли ей это?
– Все зависит от личности человека. Если у женщины есть желание и способности, то и карьеру сделать можно, конечно же, при поддержке близких людей. Но самоцелью делать карьеру не стоит.
– Ваш муж говорил вам хоть раз, чтобы вы бросили службу?
– Бывало такое. Но он понимает, что я втянулась в работу и не представляю себя без службы. Даже во время отпуска меня тянет на работу.
– А ведь это счастье – жить в гармонии с работой, с близкими, с окружающими тебя людьми!..
– Это действительно счастье.
– Этот номер газеты праздничный и посвящен он Дню города. Что бы вы пожелали димитровградцам и городу, в котором мы все живем и работаем?
– Я родом из Жигулевска. В Димитровграде с 1989 года: осталась после окончания учебы в ДИТУДе. За двадцать лет город стал родным. С ним связаны самые важные события в моей жизни: создание семьи, рождение дочерей, выбор работы, в которой я не ошиблась, появление друзей и коллег.
Желаю димитровградцам добра, мира, спокойствия, благополучия, чтобы была уверенность в завтрашнем дне, чтобы все были здоровы.
Д.НАДЕЖДИНА