Эти слова из песни Виктора Цоя, перешедшего в разряд старших богов

В мифологии современной молодежной субкультуры, как нельзя лучше отражают суть актуальных тенденций современного независимого искусства. Такой вывод позволяет сделать обзор материалов, вышедших на странице Х за последние два месяца.

Первыми гостями десятой страницы стали феерические парни из группы «Don’t Stop Dance», жертвы «тектонического» сдвига молодежных субкультурных пластов. Меньше чем за год существования коллектив добился признания на местном уровне. Действительно, их творческие достижения впечатляют. Тектоник в исполнении «DSD» по-настоящему завораживает. Агрессивный невидимый узор, который рисуют своими руками танцоры, похож на высокохудожественные граффити в подземном переходе на Набережной Свияги.

Ребята полушутя, полусерьезно заявляют: «Если Земля перестанет вертеться, мы ее раскрутим». Вместе с голубым шариком, желтым карликом и всей этой галактикой (и не только этой) мы куда-то летим. Наверное, не просто так. Нами движет могучая сила, потоки которой способно ощутить любое тело – не только огромное космическое, но и хрупкое человеческое.

Каждый из нас состоит как минимум из двух составляющих – культуры и натуры. Грубо говоря, сознания и подсознания. Человеческого и животного. Танцы – продукт человеческой культуры, апеллирующий к животному началу в нас. Даже самые выверенные, тщательно отрепетированные движения, по сути, ничего не означают, не имеют смысла. И зритель не ищет его. Никому, в том числе самим танцорам, в голову не приходит искать какие-то символические значения в элементах «тектоника». Ребята в интервью мне говорили о том, что во время выступления «отключают мозги».

Отчего же нас так завораживают эти движения? Ответ на вопрос находится за гранью нашего сознания. В неизведанных глубинах нашей природы. Во время танца нам не нужно ничего, кроме танца. Это наше естественное состояние. Мы растворяемся в танце, а он проникает в нас, наполняя своей энергией.

Сами тектонисты – красивые, сильные ребята, к тому же далеко не глупые. При этом они откровенно исповедуют антиинтеллектуализм. Им неинтересны произведения искусства, претендующие на философичность, вдумчивость… Группу «Руки вверх!» в числе фаворитов назвали трое из пяти. Без комментариев.

Несколько другое видение танца характерно для коллектива, о котором мне тоже довелось писать, пусть пока и не в рамках страницы Х. Студия «Флэш» под руководством Натальи Зайцевой в последних числах мая дала представление – концептуальный спектакль «Тоннель желаний». В отличие от тектоника танцы «Флэш» наполнены смыслом. Автор спектакля транслирует реципиенту определенные идеи – ничего сложного, но и не примитивно. Это действительно художественный язык, который иногда бывает непросто прочитать неподготовленному зрителю. Правда, только в том случае, если он попытается сделать это осмысленно, начнет задумываться. К счастью, такое редко происходит. Обычно зрители «отключают мозг», воспринимая происходящее на сцене сердцем, душой (подсознанием?), а потому – безошибочно.

Танцы и спорт, особенно отдельные его виды, очень похожи. Алексей Гулягин открыл для читателей страницы Х слаломное катание на роликовых коньках. В отличие от тектонистов, которые используют в основном движения мускулистыми руками, роллеры выделывают невероятные вещи ногами. Но суть от этого не меняется. Месседж и тех, и других один и тот же – они предлагают любоваться чистой, естественной красотой человеческого тела.

Это похоже на эпоху Возрождения после мрачного Средневековья, прошедшего под знаком саморазрушения, экспериментов над сознанием, бесплодных поисков смысла жизни, зачастую заканчивавшихся самоубийствами… Я говорю сейчас о рок-музыке, для наиболее выдающихся представителей которой был характерен именно такой подход к жизни. Именно лидеры и задавали вектор всему движению, служили ориентирами. Одной из главных ценностей сложившейся культуры стала депрессия. Уныние, пораженчество, откровенное «лузерство» нашло свое оправдание и убежище в рок-движении, которое изначально задумывалось как нечто совсем иное.

Похоже, с недавнего времени ситуация начинает меняться. Группа «Сахара» первой из местных команд вышла этой весной на большую сцену с сольным концертом, собрав полный зал ЦНК. У команды много достоинств, одно из них –доминирующий позитивный настрой.

Антиинтеллектуализм, присущий всем вышеназванным деятелям молодежной культуры, взял свое и здесь. Фронтмен группы Александр Иванов в интервью для страницы Х признался, что в своих песнях ценит, прежде всего, качество текстов и только уже потом – музыки. Я слушал и читал стихи Александра Иванова, и беру на себя ответственность судить о них на правах филолога, всерьез занимающегося изучением рок-поэзии. С точки зрения изящной словесности, произведения данного автора нельзя признать выдающимися. Как я говорил Саше лично, они местами достаточно наивны, что вполне объясняет читательская биография выпускника факультета математики и информационных технологий. Любимым писателем Иванова является Александр Дюма, тогда как, например, признанный мэтр рок-поэзии Юрий Шевчук еще на заре своего творчества взахлеб зачитывался Мандельштамом, позднее – Бродским… Именно усилиями лидера группы ДДТ и его единомышленников русский рок оказался «вписанным в систему русской литературы», как говорят отечественные филологи, защищающие кандидатские по рок-текстам. «Стихи» Александра Иванова не стремятся выйти на такой уровень. Похоже, что у них иная художественная функция. Автор не использует сколько-нибудь экстремальных средств выражения, на которых слушатель мог бы сосредоточить свое внимание. Его поэзия – красивое сочетание звуков речи, пропетое красивым голосом и гармонирующее со звуками музыки. Во всяком случае, наибольшее удоволь- ствие песни «Сахары» смогут доставить только тогда, когда вы будете воспринимать их, опять же «не напрягая мозг».

Еще дальше в этом плане пошли ребята из группы «Оk Vinyl», интервью с которыми опубликовано на прошлой неделе. Они заявили, что будут играть танцевальный рок. Для того чтобы максимально переориентировать слушателя с восприятия смысла текстов на восприятие самой музыки, они поют по-английски, благо способности позволяют. Не особо задумываясь над значением сочетания слов неродного языка, публика «винилов» отключает сознание, позволяет потоку чистой энергии подхватить себя и растворяется в танце. А слова в песнях группы просты до гениальности, они словно специально написаны для того, чтобы можно было подпевать.

Как сказал бас-гитарист Глеб Лялин, «мы хотим, чтобы рокеры не были такими волосатыми и нормально одевались!». Ясно, что дело не в длине волос и даже не в стиле одежды, а в общем пренебрежительном отношении к своему внешнему виду, характерному для представителей этой субкультуры. Что является своеобразной формой протеста против системы ценностей современного общества. Но подобный протест не может быть действенным. Такие люди не пытаются изменить дейст- вительность, они бегут от нее, боятся или ленятся сделать усилие, чтобы преодолеть себя и ответить на те вызовы, которые предлагает жизнь. Ребята из «Ok Vinyl», напротив, хотят сами задавать тон, определять моду – а значит, формировать новую систему ценностей. У них есть твердое намерение добиваться своей цели, каких бы трудов это ни стоило. Что не может не вызывать уважения.

Такие светлые и положительные люди, как Алексей Гулягин, команда «DSD», группы «Сахара» и «Ok Vinyl», знают, чего хотят сами и что нужно их сверстникам. Они верят в себя, верят во все хорошее, верят, что способны если уж и не раскрутить Землю (пока этого не требуется), то уж, во всяком случае, изменить наш город и его обитателей в лучшую сторону. Похоже, у них получается. Мы завороженно наблюдаем за их выступлениями на разных площадках города, и нам хочется как-то соответствовать, не опускать планку и сделать свою работу так же хорошо, как они свою.

Творческие лидеры поколения двадцатилетних не только энергичные, трудолюбивые и талантливые, но и думающие. Но они не хотят применять свои способности в интеллектуальной сфере. Напротив, эти люди ищут возможности сделать так, чтобы не нужно было думать.

Они хотят танцевать.

Цитата Х

«Во всякой вещи скрыт узор, который есть часть Вселенной. В нем симметрия, элегантность и красота – качества, которые, прежде всего, охватывает всякий истинный художник, запечатлевающий мир. Этот узор можно уловить в смене сезонов, в том, как струится песок по склону, в перепутанных ветвях кустарника, в узоре его листа. Мы пытаемся скопировать этот узор в нашей жизни и нашем обществе и потому любим ритм, песню, танец, различные радующие и утешающие нас формы».

Ф.Герберт, «Дюна».

Н. Г.

Анонс Х. В следующем номере

Режиссёр звука

Эдуард Пашаев — звукорежиссер. Закончил Йошкар-Олинское училище культуры в 2001 году. Через несколько лет женился и переехал в наш город. Настоящий профессионал, по оценкам специалистов, лучший в своей сфере в Ульяновске на сегодняшний день. Если вы посещаете концерты, наверняка могли видеть его за пультом.

— На место звукорежиссера часто приходят люди, обладающие только техническими знаниями. Но этого недостаточно. Чтобы делать на концертах качественный, профессиональный звук, необходимо обладать знаниями из разных сфер. В училище мне преподавали и режиссуру, и сольфеджио, и музыкальную литературу. Кроме того, нужно быть творческим человеком, чувствовать музыку, жить этим, — говорит Эдуард.

О том, почему на концертах ульяновских музыкантов звук оставляет желать лучшего, чем певица Лолита выгодно отличается от «Машины времени», а также о других, не менее интересных вещах, читайте ровно через неделю.