Заслуженному работнику РФ, участнику знаменитого ульяновского джазового коллектива «Академик бэнд», дирижеру джазоркестра при Музыкальном училище УлГУ Олегу Зисеру исполнилось 70 лет.

Олег Григорьевич — человек интересной судьбы. Он из эпохи падения «железного занавеса», когда все было в новинку, а потому воспринималось с особой радостью и уважением: первые вокально-инструментальные ансамбли, первые авангардные театры, первые западные пластинки…

На джазовых волнах Лундстрема

Олег Григорьевич родился и вырос в Казани. Детство пришлось на страшные годы Великой Отечественной войны. Его мама очень хотела, чтобы сын стал музыкантом, когда окончилась война, стала активно претворять свою мечту в жизнь.

— В 1946 году мне исполнилось семь лет. Мама нашла преподавательницу по классу фортепиано, эвакуированную в Казань из Ленинграда. Год мы занимались, после чего она сказала: «Способный мальчик, ему нужно продолжить образование в музыкальной школе». В сентябре 1947 года пошел в обычную школу и поступил в музыкальную. К сожалению, закончить не сумел. Послевоенные годы были очень трудными, здоровье не позволило учиться одновременно в двух школах. В шестом классе пришлось занятия прекратить. Два года спустя мама решила возобновить мое музыкальное образование, купив аккордеон и устроив к педагогу. Инструментом овладел быстро, так как нотной грамоте был обучен. Первый выход на публику с русским народным репертуаром состоялся в 14 лет на школьном концерте. Выступление восприняли на ура. Успех на сцене меня окрылил, и я решил создать собственный оркестр. Сначала с друзьями организовали трио, потом квартет. Нашу самодеятельность вскоре заметили в Доме культуры имени Урицкого и предложили играть в составе эстрадного коллектива. Мы согласились. Настроение было оптимистичное. Писали аранжировки, играли джаз, равняясь на оркестр великого джазмена Олега Лундстрема.

Полиглоты

— После окончания школы (1957 год) поступил в Казанский авиационный институт учиться на инженера. В студенческом активе, узнав о музыкальных способностях, привлекли в оркестр. На втором курсе создали студенческий эстрадный театр миниатюр (СТЭМ КАИ), объединивший способных людей со всех факультетов – музыкантов, артистов, вокалистов. Первое представление СТЭМа в 1961 году в Казани вызвало ошеломляющий успех. После чего мы отправились в полном составе на гастроли в Харьков, Ленинград, Чехословакию (1963 год), Польшу (1964 год), Болгарию (1966 год). Для каждой страны заказывали перевод репертуара, заучивали, и в Чехословакии выступили на чешском, в Польше — на польском, в Болгарии – на болгарском. Гастрольные концерты шли параллельно с записью на радиостанциях в этих странах. Сценическая слава и впечатления от заграничных поездок воодушевляли на еще большие достижения.

Понравились самому Райкину

— Осенью 1966 года решаемся на участие в Первом Всесоюзном конкурсе студенческих театров. Коллективов-участников собралось на первый тур более полусотни, в Москву на финальный этап жюри под председательством Аркадия Райкина отобрало 30. Наш СТЭМ не только вошел в 30-ку, но и в пятерку лауреатов. К 1968 году СТЭМ в первоначальном составе прекратил работу. Некоторые музыканты перешли в оркестры к Олегу Лундстрему и Анатолию Кроллу, другие стали преподавать. Однако театр эстрадных миниатюр не прекратил деятельность окончательно. Таланты новых поколений находят там пристанище и по сей день. У меня же начался новый виток событий.

Алло, мы ищем таланты!

— В 1968 году, работая инженером на Казанском авиационном заводе, собрал диксиленд «Красные стомперы». Солистка – моя будущая жена Татьяна Шихова несколько лет подряд занимала первые места на фестивале «Зимняя эстрада» в Казани. В 1970 году нас пригласили выступить в конкурсе «Алло, мы ищем таланты!». В жюри были Микаэл Таривердиев, Майя Кристалинская, Александр Маслюков. Татьяне достался гран-при, а вместе с ним и всесоюзная слава всем «стомперам»: участвовали в правительственных концертах, в международных эстрадных телемостах, объездили весь СССР, записывались на радио.

Новая эпоха

— После конкурса «Алло, мы ищем таланты!» меня и Татьяну пригласили в Ульяновскую филармонию. В Ульяновск мы переехали в 1971 году, где жизнь также была насыщена событиями. У Татьяны вышло две пластинки, она записывалась на радио и телевидении, была востребована местной филармонией. Я окончил Самарское музыкальное училище, выступал с женой в вокально-инструментальном ансамбле «Венец». ВИА «Венец» — фирменный коллектив филармонии и Ульяновской области — приглашали на различные фестивали и конкурсы. Параллельно с нами работали Лариса Долина, Ирина Понаровская, Сергей Захаров. В 1979 году пришлось покинуть «Венец». Перешел в другой ансамбль при филармонии — «Колибри». 1990-е разрушили все планы. Искал себе применение — аккомпанировал в хоре ветеранов при филармонии, подрабатывал грузчиком, пел в церковном хоре. В 1992 году пригласили в музыкальное училище, через год — в ульяновский «Академик бэнд» и эстрадный коллектив военно-технического училища под руководством заслуженного работника культуры РФ Александра Деркача, где работаю до сегодняшнего дня. С 2000 года «Академик бэнд» ежегодно выезжает на гастроли в США, в штат Миссури, где проходит джазовый фестиваль. Путевку в далекую Америку нам дал директор этого фестиваля во время визита в Ульяновск. А состоялось наше знакомство в конце 1990-х. В один июльский день коллектив пригласили на прослушивание в КДЦМ (ныне Центр народной культуры) к американцу. Мы отнеслись к этому довольно скептически, так как в те годы нас безрезультатно прослушивали очень много разных специалистов, порой сомнительных. Подумав, решили пойти. И каково было удивление, когда получили первое приглашение. В США «Академик бэнд» очень любят, даже есть мини-клуб фанатов. Мы ездим и по России, и по Европе, выпустили семь дисков. Исполняем разную музыку: татарский и русский фольклор, еврейские мелодии, композиции «Битлз», джаз. В ансамбле я выступаю как клавишник, вокалист и аранжировщик. Гастроли совмещаю с преподавательской деятельностью в музыкальном училище – веду класс аранжировки и оркестровки на эстрадном отделении. В этом году состоялся первый выпуск. Педагогический труд мне по душе. Работая со студентами, ощущаю радость от общения и оттого, что удалось пополнить их знания новой информацией, чему-то научить, направить на верный путь. В училище создал джазоркестр: дирижирую, руковожу и пишу музыку уже 15 лет. С джазоркестром часто выезжаем на различные мероприятия. Могу сказать, что творческой жизнью доволен. Конечно, большой вклад в реализацию моих планов внесли друзья и единомышленники — Александр Деркач, Анатолий Шалкин, Борис Яворский, Николай Новичков, Наиля Еналиева. Им огромная благодарность и поклон!