Владимир Леонов
Ульяновск должен стать конкурентом американского Сиэтла. В США флагман авиастроения корпорация «Боинг» базируется именно там. Самый крупный и современный авиастроительный завод России готовили в соперники американскому гранду. Для его постройки выбрали город на Волге.
Коллективный подвиг
Ульяновский авиационно-промышленный комплекс совсем чуть-чуть не успел, чтобы встать на ноги до развала Союза. Еще несколько лет, и сказка стала бы явью. Предполагалось создать именно авиакомплекс. От производства элементов оперения и фюзеляжа, собственного двигателестроения до готового продукта – авиалайнера. В структуру входили даже 3 колхоза для «прокорма» авиастроителей.
Планы рухнули, когда началась свистопляска 90-х. Новым руководителям страны было не до авиации. Моторостроительный цех так и не успели ввести в строй. Не дошли руки и до открытия филиала ЦАГИ – главной базы отечественной авиационной науки. Правда, успели наладить выпуск военно-транспортных версий Ан-124 «Руслан», сдали на испытания пассажирский Ту-204. Но первая очередь завода, по сути, стала последней. Дальше завод судорожно выживал. Во время задержек зарплаты, теряя кадровых специалистов и превращаясь в акционерное общество, пристраивал на «тушки» заморские двигатели «Роллс-Ройс», учил пассажирские лайнеры возить грузы. Искали покупателей, способных платить, по всему миру. Каждый построенный самолет – как коллективный подвиг. Немного их было…
В итоге полстраны летает на изрядно подержанных иномарках, тех же «Боингах» и «Эйрбасах».
Авиаперевозчики кивают на то, что, мол, отечественные заводы не способны удовлетворить резко возросший спрос на самолеты. Что «Ту» и «Илы», даже новые, неконкурентоспособны. Что же происходит на самом деле в недрах отечественного авиапрома?
Удвоение производства
Чтобы попасть в авиационный мир, нужно помучиться на единственном мосту с реверсивным движением. Это когда сначала полчаса пропускают транспорт на левый берег, потом – на правый. Если авария – стоят все! Новый мост давно записан в долгострой. За него плотно взялись только в этом году. Говорят, скоро будет готов.
За Волгой, подальше от ленинских домов-музеев старого города, на авиацию намекает все. От названий проспектов – Туполева, Антонова, Авиастроителей, до куска автотрассы, подозрительно напоминающей бетонку взлетно-посадочной полосы. Так и есть – это дорога двойного назначения. По ней готовые лайнеры буксируют с Авиастара в аэропорт Восточный, где базируется летно-испытательная станция. В Восточном уникальная ВПП – ее готовили в качестве резервной для посадки челнока «Буран».
Завод рассчитан на производство до 60 самолетов в год. Сегодня здесь гордятся, что по сравнению с 2007 г. удвоили выпуск готовой продукции. С четырех до восьми новых машин… В следующем году авиастаровцы планируют сделать 12. А пока необычную дорогу-бетонку для перегона новеньких самолетов перекрывают нечасто.
Куда летим?
Сейчас в просторном и поразительно чистом цехе окончательной сборки 3 гиганта Ан-124 проходят ремонт и модернизацию. «Русланам» продлевают ресурс с 24 до 45 тыс. летных часов. Специалисты считают, что ныне существующие машины способны продержаться в эксплуатации до 2020 года. Остается подогнать лайнер под новые требования по авионике и системам безопасности.
В планах реанимация производства знаменитых тяжеловозов. Реализация зависит от политического решения, в том числе – от российско-украинских отношений. С нашими ближайшими соседями договариваться всегда непросто, и не только по платежам за газ. Без киевского АНТК им. О.К. Антонова качественно обновленную модель Ан-124 «Руслан» не сделать. Как разделить интеллектуальную собственность, наладить кооперацию?
Межгосударственная комиссия уже создана. Но овчинка будет стоить выделки, если на рынке авиаперевозок в ближайшем десятилетии возникнет потребность как минимум в 40 таких гигантах. Да, заявки на новые Ан‑124 от авиакомпаний «Полет», «Волга-Днепр» есть. Но есть ли у них достаточно средств? Цена одной машины – до 150 млн. долл. в зависимости от комплектации.
Не все просто и с Ту-204. Различные модификации «тушек» к сегодняшнему дню вылечили от детских болезней. Композитные материалы понемногу вытесняют привычный металл. Все готово к выпуску Ту-204СМ. С самолетом будут управляться лишь 2 пилота, а функции штурмана примет на себя самая совершенная электроника. У Ту-204 проблема одна – узкий рынок.
Больной вопрос – отечественные авиадвигатели. Их не хватает. По ряду показателей существующие версии ПС-90 уступают западным моделям. А где НК-93, о котором мы неоднократно писали? Валяется где-то в ангаре на территории ЛИИ им. М.М. Громова в Жуковском. Денег на завершение летных испытаний, несмотря на прямое указание В. Путина, чиновники так и не дали. Премьер им не указ – не боятся.
Нужны кадры
В соседнем корпусе скоро начнут собирать самолет, лишь внешне похожий на заслуженный грузовик Ил-76. По словам главного конструктора Авиастара Виктора Фукалова, «изделие 476» представляет собой практически новую машину. Самолет будет иметь новое бортовое радиоэлектронное оборудование, двигатели. Впервые в проектировании используется безбумажная технология. 38 машин заказало Минобороны России. Есть интерес и за рубежом. В 2010 г. к испытаниям должен быть готов ресурсный образец. Из-за этого заказа Авиастар держит на рабочих местах «лишних» людей, готовит и вербует в ульяновских и самарских вузах молодых специалистов. Пришлось вспомнить о социалке, детских лагерях и жилищном строительстве. Вспомнили о движении наставничества, доплачивают ветеранам за подготовку молодых.
Авиастару впору претендовать на участие в федеральной программе возвращения соотечественников. Каждый пятый работник из 11 тыс. человек в прошлом трудился на Ташкентском АПО им. В.П. Чкалова.
А пока идет техническое перевооружение. Требуется оборудование, способное производить композитные материалы нового поколения. Сейчас на сборке 80% ручного труда. Современный уровень – не больше половины.
Муки авиапрома
Главный вопрос, на который пока нет ответа: «Если бы лайнеры сходили со стапелей, как пирожки, по 50 машин в год, был бы на них сегодня спрос?» С одной стороны, подкидывает сомнения кризис, с другой – способность федеральной власти поддержать отечественного производителя. Исполнительный директор Авиастара Сергей Дементьев не отрицает – время для роста сегодня не самое удачное. Есть кризис неплатежей со стороны заказчика, упали лизинговые отчисления. Но осторожно надеется, что 2009 год будет не хуже прошлого.
Деньги по-прежнему добираются до реального сектора экономики по капле. Авиаперевозчику они нужны как воздух, чтобы купить, авиапрому – чтобы построить. А кто-то сидит на миллиардах и хочет подзаработать.
Глядя на муки авиапрома, невольно приходишь к выводу: государство, чтобы получать налоги и демонстрировать высокотехнологические мускулы, должно напрямую, без посредников, финансировать отечественных производителей, с одной стороны, и поддержать покупателей – с другой.
Штучное производство всегда дороже. Чтобы построить за год 2 лайнера или 10, потребуется приблизительно одинаковое число специалистов. Их зарплата, содержание производственных площадей и инфраструктуры автоматически перекладывается на себестоимость товара.
В гонке высокотехнологичных производств побеждают страны с длинными и дешевыми кредитными линиями. Авиапром станет конкурентоспособной и высокодоходной отраслью только при крупносерийном выпуске самолетов. Стране вполне под силу раскрутить этот престижный и доходный механизм. Как сказал Виктор Фукалов, «нужны здоровый патриотизм и протекционизм со стороны государства». И деньги обязательно вернутся в бюджет.
ВВ
При нынешнем общественно-политическом строе авиационная промышленность не поднимется никогда!
Нынешние хозяева жизни за копейки прихватизировали добывающие отрасли ,за валюту гонят полезные ископаемые за кордон,на прибыль покупают Челси,самую дорогую яхту в мире или банально пропивают с проститутками в Куршавеле!Налоги платят такие же,как врачи и учителя-13 процентов!
Кто их нынешних нефтяных олигархов построил суперсовременный НПЗ и продает за рубежь не сырую нефть,а бензин и солярку?Никто!Ни один олигарх не вложил более-менее существенную сумму в реконструкцию своих(читай украденных у народа) предприятий!
Странную позицию заняло правительство,вместо того ,чтобы в период кризиса поддержать крупную отечественную промышленность,оно грохнуло народные деньги на поддержку банков и фондового рынка,в результате зарплаты в банковской сфере за январь 2009 года ВЫРОСЛИ НА 50 ПРОЦЕНТОВ!Деньги до производства так и не дошли!Не хватает денег на производство SSJ-100?Дайте,только не через банки- а на прямую!Через банк Хабаровский авиазавод денег в жизни не получит!Такие откаты затребуют!
Если честно,мое впечатление,что в нашем правительстве сидят слепоглухонемые,либо жизнь страны узнают по экрану телевизора,где круглосуточно одна экранная заставка:у нас в стране благодаря вашим заботам все замечательно!
Авиационную промышленность может вытянуть только государство,оно же должно и владеть лизинговыми компаниями ,авиаперевозчиками и авиатерминалами!
Если частный бизнес хочет встроится в данную структуру-пожалуйста,пусть строит аэропорт в Ульяновске лучше,чем Ульяновск-Восточный!А не приватизирует его за бесценок!
В 90 годы панацеей от всех бед считался рынок,но в нашей стране он так и не сложился,на смену государственной монополии пришли монополисты-олигархи.У нас есть государственные заправки?Они конкурируют с частными между собой ?НЕТ!Цены мировые,зарплаты совковые!это не рынок!
Авиационную промышленность может содержать только государство,прогнозировать потребность,разрабатывать новые модели,готовить персонал и научно-технические кадры.Частный бизнес может только снимать сливки:при минимальных вложениях получить максимальную прибыль!.Интересы страны,рабочих бизнес не интересует(пример-Пикалево)! Почему летчика должен готовить госудврственный ВУЗ,а прибыль он будет приносить частной авиакомпании? Пусть авиакомпания и платит за обучение летчика!И так везде!
И пока наше правительство не поймет,что оно существует для народа,а не народ для правительства,порядка в стране,в том числе и в авиационной промышленности не будет!
куртуаз
Во времена СССР Аэрофлот перевозил до 150млн.пассажиров,сегодня авиатранспортом пользуются не более 20млн.россиян в год,ну а руководители страны действуют во вред национальному авиастроению-фактов и примеров вагон и огромные тележки.Летом прошлого года эти деятели не могли несколько недель поднять в воздух самолеты .Они экономические и социальные импотенты.Бедственное состоянии авиации России -недопустимо. Об этом напомнил В Путину депутат Государственной Думы, коммунист Сергей Собко. Есть государства, которые можно пересечь, как говорится, на одном баке бензина. У нас же авиация — обруч, который скрепляет огромную страну. Авиакомпании, между тем, покупают заграничные машины. В ответ премьер заявил: “Я заставляю перевозчиков: “Берите наши самолеты”. А они мне в ответ: “Сам бери”.
Выступая с отчётом правительства на заседании Государственной Думы Российской Федерации, В.В. Путин договорился до того, что стал утверждать: «мы в гражданском авиастроении находимся чуть позади наших основных конкурентов… В Советском Союзе должного внимания развитию гражданской авиации не уделялось. Наши гражданские самолёты были переделаны из военных, и сегодня они являются не конкуретноспособными.»
Но вот что говорит Вячеслав БОГУСЛАЕВ — председатель совета директоров ОАО “Мотор Сич”, народный депутат Верховной Рады Украины от Партии регионов. Русский. Герой Украины.
«Еще не так давно Россия, Украина и Белоруссия были тремя братскими республиками, вместе создавали самолеты, корабли, штурмовали космос. Разойдясь по национальным квартирам, сегодня они все больше отдаляются друг от друга. Вспыхивают “газовые войны”, пограничные конфликты, по живому режутся производственные связи.
Западные страны в это же время, наоборот, интегрируются, чтобы быть конкурентоспособными — Airbus тому яркий пример. Почему так происходит? Мы все еще опьянены “самостийностью”. В интеграции же нового ничего нет. Когда был СССР, его Минавиапром считался одним из самых мощных в
мире, объединяя тысячи предприятий…
Россия и Украина торгуют авиационной техникой, но уже практически ее не делают. Я имею в виду массовые гражданские самолеты. С военной авиацией чуть получше, но она тоже вся вчерашняя. Полным ходом в обеих странах идет процесс увядания отрасли. Кстати, в том же Китае авиапром развивается семимильными шагами…
На мой взгляд, главной причиной того, что отрасль не развивается, является возведение чиновниками десятков всевозможных барьеров… -Перетягивание каната идет постоянно…
… Работают иные интересы. Так, в новостях сообщают, что “Аэрофлот” покупает 20 самолетов А-321. Спрашиваю своих специалистов: какая размерность этого самолета? 180— 220 пассажиров. У меня руки опустились: так это же размерность Ту-204! Значит, в Россию массово завозятся западные самолеты? А как же свои?! Ведь Ту-204 — отличная машина, которую уже эксплуатируют в ряде стран. То есть в скором времени могут остаться без работы десятки тысяч рабочих как в России, так и в Украине, Белоруссии.
Есть совместная программа развития “Руслана”. Этим самолетом восхищаются во всем мире. Компания “Волга — Днепр”, эксплуатирующая “Русланы”, обслуживает сегодня 12—15 процентов грузового сектора и 100 процентов сектора негабаритных перевозок мирового рынка. По мнению эксплуатантов, для удовлетворения спроса надо еще не менее 80 самолетов. Думаю, через 10 лет на Западе появится свой подобный по грузоподъемности самолет, и пропадет наша совместная программа…
… Когда речь заходит о финансовых вливаниях, интерес к отрасли пропадает. Опять же слышим пресловутое: зачем что-то строить, когда можно купить.
А кто будет думать об интеллекте нации? Кто в ответе за то, с каким научным багажом мы окажемся через 50 лет? Большинству инженеров под 80, кто помоложе, поняв, что перспектив нет, ушли…
Развивать авиа- и ракетостроение получится быстрее, создав управленческую структуру, которой могло бы стать Министерство авиапрома. И возглавлять его должны профессионалы. Мне кажется, такие структуры должны быть и в России, и в Украине. Они могли бы контролировать ход выполнения программ, использование финансовых средств, которые имеют обыкновение куда-то исчезать. В России деньги на авиапром на 2009 год вроде выделены, решение об их перечислении давно принято, но на предприятия, с которыми мы работаем, до сих пор не пришли. У нас в Украине наоборот: деньги до авиазаводов дошли, но там их разворовали. То есть нет эффективной системы контроля. Разве может государственное КРУ проследить, как на 400 заводах расходуются средства? А у министерства такие возможности есть. Кроме того, в министерстве всегда проводились тех-советы, на которых решался вопрос, какую технику выпускать.»
По материалам «Парламентской газеты», журнала «Российская Федерация сегодня»