Со вчерашнего дня Ульяновский автозавод перешел на пятидневную рабочую неделю в односменном режиме. Предположительно, такой график работы сохранится все летние месяцы благодаря заказам от министерств, ведомств, муниципальных образований, простимулированных федеральной властью. Однако в целом ситуация на УАЗе и в российском автопроме по-прежнему остается тяжелой. УАЗ сегодня продолжает активно искать пути для того, чтобы с наименьшими потерями продержаться до экономического подъема: стимулирует спрос на свою продукцию, работает над увеличением выпуска запчастей, над удешевлением моделей. Об этом и многом другом рассказал на встрече с представителями трудового коллектива автозавода генеральный директор ОАО «Соллерс» и ОАО «УАЗ» Вадим Швецов. Вот как главный акционер автозавода оценивает текущую ситуацию и перспективы.

О производственной программе

– В условиях кризиса люди отказываются, в первую очередь, от предметов длительного пользования, в том числе -от автомобилей. УАЗ за первое полугодие потерял больше половины своих покупателей и сегодня работает с 50-процентной загрузкой мощностей от уровня 2008 года. Мы ориентируемся на объемы производства с минусом 40 процентов от прошлогодних показателей. Как будет складываться ситуация в дальнейшем, пока трудно даже представить. Надеемся на улучшение во втором полугодии благодаря большим усилиям, в том числе руководства страны, направленным на поддержание спроса на нашу продукцию. Сегодня решен вопрос дополнительного финансирования бюджетников, таких, как МВД, Минздрав, Минобороны, для закупки автомобилей УАЗ, и мы уже приступили к выполнению этих заказов. Кроме того, участвуем в программе поддержки государством муниципальных образований, в рамках которой получим заказ еще на 300 машин для Ульяновской области. Предполагаем, что по этой программе, начинающей действовать в конце июня, сможем изготовить порядка 3500-4000 автомобилей. На летние месяцы программа производства УАЗа вроде бы просматривается, будем работать, скорее всего, в односменном режиме по пятидневной неделе.

О стимулировании спроса

– Для поддержания спроса на «уазики» мы вводим различные формы стимулирования потребителей, вплоть до льготного кредитования. Это оказывает позитивное воздействие на рынок, но общая неопределенность в стране не позволяет коренным образом переломить ситуацию. Наша задача – привлечь тех покупателей, которые все же рассматривают возможность приобретения автомобиля в сегодняшних условиях.

Активно воплощаем в жизнь идеи в сфере сельского хозяйства. Начали реализовывать схемы продаж с Росагролизингом, с Россельхозбанком. В рамках запланированного соглашения между ОАО «Россельхозбанк», ОАО «Соллерс» и правительством Ульяновской области стартовала пилотная программа льготного кредитования ульяновских сельчан и сельскохозяйственных предприятий на покупку автомобилей «УАЗ». При базовой ставке кредитования 17 процентов участники программы приобретают уазовскую технику по эффективной ставке от 0 до 4 процентов при первоначальном платеже от 5 процентов стоимости машины. Для многих этот кредит получается практически беспроцентным. Заемщиками могут выступать сельские жители, кооперативы, фермерские хозяйства, предприятия и организации, занимающиеся сельским и лесным хозяйством, рыболовством.

Развернуто несколько программ с Министерством обороны, основной является дизелизация «Хантера», «буханки».

Частному потребителю -недорогой «уазик»

– Другое направление, которым мы занимаемся достаточно плотно, – изменение нашего модельного ряда с целью его удешевления. Сейчас работаем над созданием более дешевой версии «Патриота», чтобы сделать его привлекательнее для потребителя. По прогнозам, в дальнейшем из-за экономии средств приобретение нашей продукции бюджетными организациями уменьшится, поэтому основной вектор должен быть направлен на частного потребителя, которого интересует, прежде всего, недорогой внедорожник. Многое будет зависеть от того, как быстро мы сможем перестроиться на нового покупателя.

В связи с этим особенно актуальной становится работа завода и по запасным частям, потому что многие сейчас стараются латать старую технику. Потребление запчастей увеличивается, и мы будем наращивать их производство.

Не надо денег – дайте заказы

– Многие сегодня предлагают нам попросить помощи у государства. Мы работаем в этом направлении и уже почувствовали поддержку в виде тех заказов, которые начнем выполнять летом. На дальнейшую же помощь, на мой взгляд, вряд ли можно надеяться: ведь наполняемость бюджета снижается. Поэтому нам в будущем стоит рассчитывать только на себя, свои силы и возможности. У завода есть хороший продукт – российский внедорожник, недорогой и практичный. Наша задача сейчас – быть экономными, перестроить модельный ряд под новые запросы, расширить его, предлагая покупателю уже конечный продукт. Если раньше мы давали возможность заработать многим компаниям, предоставляя им на доработку те же «санитарки», то теперь будем сами доводить свои машины, максимально загружая коллектив завода.

Знаю, что многие компании сдались, опустили руки и только просят у правительства деньги. Я считаю, это плохая стратегия, потому что сейчас просящих помощи – вся страна, и, например, шансы получить ее именно нам очень небольшие. Но УАЗу, в принципе, не нужны деньги – были бы заказы. Все резервы – внутри нас, мы должны сейчас сконцентрироваться на решении поставленных задач. Чем быстрее сжимается рынок, тем стремительнее он будет разжиматься – так прогнозируют специалисты. Вопрос только в том, когда наступит подъем. Некоторые считают, что уже этой осенью можно ожидать резкого роста потребления. По менее оптимистичному сценарию улучшения начнутся только в следующем году. После кризиса будет совсем другой рынок, другая конкуренция, поэтому мы должны основательно подготовиться к росту спроса, чтобы выйти из данной ситуации победителями.

И выживать, и развиваться

– Несмотря на кризис, продолжается работа на завтра – над перспективными проектами УАЗа. Без этого у предприятия нет будущего. Например, принято решение сделать прессовый цех Ульяновского автозавода центром по штамповке группы «Соллерс». Есть специальная инвестиционная программа.

Изучается возможность размещения на УАЗе производства сельхозмашиностроительной продукции, прежде всего мощных тракторов, комбайнов.

На днях мы обсуждали стратегию развития продуктового ряда УАЗа. Очень хорошо, что объединили усилия Заволжского моторного завода и Ульяновского автомобильного. Сейчас идет создание комплексного автомобиля уже вместе с двигателем. В ближайшие годы весь модельный ряд УАЗа будет переведен на дизели. Это улучшает потребительские свойства машин: внедорожник изначально должен быть с дизелем. Постараемся как можно быстрее и эффективнее внедрить надежный, экономичный дизельный двигатель.

Достаточно много делается по передаче функций из центра на заводы. Например, теперь на УАЗе будет находиться вся коммерческая дирекция группы. Так будет и по другим дирекциям, кроме сбыта. Это позволит сократить расходы.

Проектов очень много. Главное сейчас – все делать одновременно: и выживать, и развиваться. Это самая сложная задача, для решения которой требуется высший пилотаж. Пока, к сожалению, ни мы, ни кто-либо другой не можем покрыть то падение рынка, которое происходит в процессе кризиса. Поэтому какое-то время нужно просто продержаться. Сейчас ходят слухи о грядущем банкротстве УАЗа. У нас, действительно, тяжелейшая финансовая ситуация, но нет никаких оснований для банкротства. Сегодня УАЗ работает во многом благодаря тому, что здесь в последние годы планомерно занимались повышением эффективности производства. У меня лично и у всей команды есть полная уверенность, что мы выживем и будем развиваться дальше.

Сергей ГОНЧАРОВ.

Материал печатается в газете на коммерческой основе