Три часа разговора-интервью – и я узнала его лучше. Но уважала и любила его всегда, и мои чувства к нему не изменились. Я уверена, что не одинока, ведь Александра Романовича Ибрагимова знают и любят большинство димитровградцев. Завтра, 17 июня 2009 года, у него будет много гостей, еще больше поздравлений: 80-летие – серьезная дата. Но он не очень похож на юбиляра такого масштаба: так же бодр, обаятелен, скромен и энергичен, как, например, двадцать лет назад, а главное, он по-прежнему с нами, в своей школе, преподает любимую физику, любим учениками, уважаем учителями, многие из которых тоже в той или иной степени его ученики. И так же мечтает о том, что завтра наш университетский многопрофильный лицей станет еще лучше… Учитель с педагогическим стажем более 60 лет, с 30-летним опытом директорства в школе, которую во всех смыслах построил сам, да так, что ее и сегодня все коллеги считают авторской школой Ибрагимова
Если быть точной и заглянуть в его паспорт, то можно прочесть, что имя этого известного горожанина – Ривгат Рашитович, но много лет назад директор первой школы, в которую он пришел работать молодым учителем, сказал, что русские дети не выговорят такие имя и отчество. С тех пор мы все знаем его как Александра Романовича Ибрагимова, основателя школы №5 (ныне университетского многопрофильного лицея) и на протяжении 30 лет ее бессменного директора, как человека, отдавшего свой дар организатора и педагога образованию молодежи. Первый «Золотой директор Димитровграда», отличник народного просвещения, заслуженный учитель Российской Федерации, кавалер орденов Трудового Красного Знамени, Дружбы Народов, почетный гражданин города Димитров-града – наград не счесть!
А я впервые увидела его на уроке физики и сразу поняла – это Учитель! Именно с большой буквы. Его добрую улыбку и умение мягко, неназойливо помочь и натолкнуть на нужный путь (в учебе и жизни) я не забуду никогда… 17 июня 2009 года учителю, руководителю и просто замечательному человеку Александру Романовичу исполнилось 80 лет. Накануне юбилея я поговорила с ним и еще раз убедилась в том, что Ибрагимов – удивительный человек! Заместитель директора по научно-методической работе, он и сегодня замечательно ведет физику – не понять это даже мне, гуманитарию, было невозможно. Три года я была его ученицей, и в эти годы очень трудный предмет не казался мне сложным и непонятным…
– Почему вы выбрали профессию учителя, Александр Ибрагимович?
– Очень трудно ответить, хотя еще труднее представить, чтобы я учителем не стал. Может, потому, что у меня в жизни был пример – дядя, очень известный педагог. Рауф Вазахович закончил КГПУ, физико-математический факультет, и работал в Казани. Высшее образование тогда было редкостью для сельских жителей. Но я смотрел на него, слушал и мечтал стать таким же. Вот и выбрал учительскую профессию. Сам я ни разу не пожалел о своем выборе! За 62-летний педагогический стаж прошел путь от учителя физики и математики сельской школы до инспектора школ Ульяновской области и заведующего городским отделом народного образования Димитровграда. А в 1971 году стал директором средней школы, которую строил сам: от кирпича и гвоздя в здании школы до педагогического коллектива. Я прошел в своей педагогической работе все ступени – от учителя до руководителя.
– Что для вас значит быть руководителем?
– Это ответственное дело. Руководитель должен быть генератором идей. Любая его инициатива должна быть поддержана коллективом, чтобы идеи реализовывались. Быть руководителем – значит всего себя отдавать делу. Тогда получаешь и поддержку коллектива, и результат. Думаю, что мне удалось это сделать, ведь именно в нашей школе впервые в области ввели кабинетную систему, которую затем поддержали и город, и область. Сначала наш коллектив преподавателей создал систему духовно-нравственного воспитания учащихся – основу развития любой школы. Мы одними из первых в России ввели профильные классы с углубленным изучением предметов, что впоследствии поддержало Министерство образования страны. Наш педагогический коллектив всегда в поисках нового. Сегодня мы – лицей, который в последние десять лет ведет инновационную работу в рамках областной программы реализации инновационного проекта в статусе областного научно-методического центра по теме «Личностное развитие учащихся в процессе обучения как показатель качества образования: управленческий, методический и воспитательный аспекты». Мне кажется, что это очень серьезно и перспективно.
– Нравится ли вам работать с детьми?
– Конечно, очень нравится! Это трудно, но интересно. Я вижу результат. За 38 лет работы в нашей школе (школа №5, а в последние годы – УМПЛ) было более 3500 выпускников одиннадцатых классов, которых я обучал физике, а потом выпустил во взрослую жизнь. Все ученики разные, это нужно понимать. Важнее всего – уметь прощать ошибки. Это же дети, а мы – учителя!
– Какими качествами должен обладать учитель?
– Должен быть высокообразованным, любить детей и свою работу.
– Чем отличаются учителя прошлого от нынешних преподавателей?
– У учителей всех времен, а видел я несколько поколений, есть общая черта – преданность учительскому делу. Конечно, образование не стоит на месте, и нынешние учителя очень образованны и интеллектуальны. Я думаю, не на последнем месте у них и ответственность.
– А ученики прошлого отличаются от нынешних?
– Есть отличия и у учеников, ведь жизнь меняется. Может быть, ученики прошлого были более внимательны к учению, школе, учителю. Но и сегодня ребята отличаются такой же активностью в школьной жизни, как и их предшественники.
– А что можно сказать о современной молодежи в общем?
– Молодежь во все времена хорошая. В трудное время молодежь не подведет ни семью, ни общество. Особенно когда в мире происходят изменения – социальные, например. И поэтому со стороны взрослых, особенно педагогов, должны быть понимание и помощь.
– Если говорить об изменениях, то что вы можете сказать о новшествах в образовании? Например, о ЕГЭ, который сейчас сдают выпускники.
– В образовании постоянно должны быть и есть нововведения. И не всегда они положительно сказываются на состоянии образования. В послед-нее время необходима внешняя оценка знаний выпускников. Обычные экзамены не всегда объективны, и попытка что-то изменить, ввести ЕГЭ, неплоха. Конечно, требуется совершенствование с учетом мнений родителей, выпускников, общественных деятелей и учителей. Надеюсь, со временем система станет стабильной и более привычной для ребят, приживется, усовершенствуем ее, в конце концов.
– А вы довольны своими учениками? Какие ученики вам нравятся?
– В последнее время приходится работать с разными по возрасту классами. Ученики всегда непохожи друг на друга – по характеру или в чем-то другом, но в целом большая их часть относится к своим обязанностям серьезно, ими я доволен, я их люблю.
– Что вы можете посоветовать школьникам, чтобы они достигли своей цели?
– Нужно очень хорошо продумать выбор профессии. А для этого необходимо начать выбирать еще в средней школе, когда определяешь профиль образования. Чтобы выбор оказывал серьезное влияние на отношение к учебе. Ученик 11 класса должен знать, куда идти, у него должна быть определенная база знаний. Пренебрежительно относиться к другим предметам, кроме необходимых для поступления в выбранный вуз, тоже нельзя – это скажется на культуре и кругозоре человека в дальнейшем.
– Вы всю жизнь посвятили школе и ученикам. Нет ли теперь ощущения усталости, не кажется, что все из года в год повторяется?
– Несмотря на то, что я давно в образовании, я не думаю, что есть повторения. Постоянно есть что-то новое. Каждый год – не похож на предыдущий с точки зрения поиска путей в образовании. И сейчас у меня есть уйма идей. Пока все хорошо. Устаю, как всякий человек в конце дня. А от работы – нет. Вдохновляют успехи ребят, учителей. Не чувствуется возраст, если заниматься делом, а не страдать ленью.
– Чем вы увлечены помимо преподавания физики?
– Для меня большое удовлетворение приносит организация научно-методической инновационной работы в педагогическом коллективе. Это дает возможность оказывать помощь учителям в их научно-методическом совершенствовании. Учителя-исследователи лицея ведут научную работу и выходят на уровень различных конкурсов. А результаты работ публикуются в методических журналах «Учитель», «Классный руководитель» и многих других авторитетных изданиях. Это тоже удивительный, творческий и продуктивный процесс.
– То есть вы – организатор, генератор идей. А как стать учителем-лидером, что нужно для успеха?
– Жизнь научила меня быть активным. Конечно, помог и коллектив. Мне повезло: всю жизнь меня окружают только умные и интересные люди, у которых я чему-то учился, в чем-то они были для меня примером. Для успеха нужно любить и знать свое дело. Если мое дело связано с образованием, я, прежде всего, должен знать все теоретические и практические его основы. Я думаю, что любое дело должно быть в развитии. Если нет движения вперед – дело успешным не будет.
– А в чем ваш секрет постоянного оптимизма?
– Я умеренный оптимист. Прежде чем что-то говорить, я должен убедиться, что я прав. Нужно быть предупредительным к собственным выводам и к жизни и не терять интереса.
– Какие свои принципы вы никогда не нарушите?
– Главное, к выбору и решению любого вопроса и проблемы относиться честно и со знанием этой проблемы. Если я начал дело, то должен в нем разобраться и довести его до конца.
– О чем вы мечтали в детстве?
– Как у любого ребенка мечты у меня были разные – важные и не очень. Некоторые забылись, но главные сбылись. Я хотел стать полезным для себя, семьи, общества. Думаю, что все мои мечты воплотились благодаря труду, подготовке, тяге к учебе и поддержке людей.
– О чем вы мечтаете сейчас?
– Прежде всего, чтобы моим детям было хорошо. Чтобы была работа, здоровье, успешность. Одна дочь у меня врач, другая – инженер-конструктор. Особая моя сегодняшняя мечта, чтобы внуки вышли в люди. Один из них уже работает и успешен, а другие пока учатся. Это было бы для меня самой большой наградой – их счастье.
– Спасибо вам большое за интересную беседу! Александр Романович, желаю вам здоровья и счастья!
И кроме того, хочу сказать, что после интервью я открыла еще одно очень важное качество юбиляра. Александр Романович благодарный и скромный человек. Ибрагимов мало и сдержанно рассказывает о себе. Но он так часто вспоминает людей, которые встретились ему в жизни, которые были ему примером, многому учили. И постоянно с улыбкой говорит о ребятах, которых учил и учит он сам. В итоге сотни, даже тысячи его учеников, их друзья, близкие и родители, коллеги, то есть десятки тысяч людей, живущих сегодня в разных городах и странах, могут сказать об Ибрагимове: «Мой учитель». И сотни учителей говорят об Александре Романовиче: «Мой наставник, учитель учителей».
Алия ХИСАМОВА