«Любо!», – по старинному обычаю кричали 11 и 12 июня ульяновцы исполнителям казачьих песен на II Межрегиональном казачьем фестивале «12 жемчужин». Зажигательные казаки и казачки в красочных фольклорных костюмах легко покорили наши сердца широкими раздольными напевами. В них – весть из стародавних времен о беззаветной любви наших предков к Отчизне, о их подвигах и победах, совершенных в ее честь, о тоске разлученных с родиной, о боли за нее и многом другом, на чем стояла и стоит особая, ни на какую другую не похожая казачья культура.
В фестивале, который проводится в Ульяновске во второй раз, приняли участие, помимо ансамблей нашего города «Звонница», «Здравица» и автора-исполнителя Леонида Фискалова, гости города – ансамбли из Оренбургской и Нижегородской областей, Ярославля, Чебоксар.
Особый колорит фестивалю придал ансамбль «Зарница» Государственного музея-заповедника Михаила Шолохова в станице Вешенская Ростовской области. Среди предков почти каждого артиста ансамбля – прототипы героев романов великого писателя ХХ века, лауреата Нобелевской премии в области литературы.
Душа фестиваля «12 жемчужин» – Ирина Гришина, она же руководитель ансамбля казачьей песни «Звонница», главный хормейстер Ульяновской области дала интервью корреспонденту «УС».
– Ирина Олеговна, почему возникла идея такого фестиваля? Объясните смысл его названия.
– Он необходим для объединения творческих сил казачества, возрождения и сохранения казачьих традиций и быта. Они – особая «песня», это воинский уклад. Например, с трехлетнего возраста мальчики знали, что будут защитниками Родины, и воевали до 65 лет. Сама я лет 15 билась лбом о стену, пробивая этот фестиваль. И только в последние годы меня поняли: что это патриотизм, что есть трагедия казачества, о которой должны знать люди. Мой проект выиграл гранты в областной и в федеральной целевой программах. А название «12 жемчужин» фестиваль получил от слов Николая I, сказавшего, что двенадцать казачьих войск есть двенадцать жемчужин в короне Российской империи.
– Как известно, наш город был основан с участием казаков. Но потом они вернулись в свои края, о чем мало кто помнит. Вы хотите вернуть нам память об этой странице истории?
– Мы имеем на то полное право. На Засечной черте стояли донцы. Домой, кстати, ушли не все. В Потьме Карсунского района живут их потомки, которые ассимилировались, взяв себе в жены девушек-мордовок. У них до сих пор есть царские грамоты, но традиции, к сожалению, утрачены.
– Почему Вы считаете, что нужно возрождать именно казачьи традиции?
– Потому что такого патриотизма, такой веры в Бога такой идущей из глубин сердца любви к Родине,такой преданности верховной власти, как у них, ни у кого в нашей стране нет. Даже первый тост у казаков – за Россию единую и неделимую. Троцкий говорил о том, что ни у одного народа нет такой способности к быстрой самоорганизации, как у казаков. Они всегда готовы к походу. Им хватало часа, чтобы собраться и быть готовыми защищать Россию или выступить в поход. Потому казаков и «расказачили», сопровождая репрессии массовыми расстрелами. Это позорная страница в истории страны.
– Ирина Олеговна, Вы – полковник Российского императорского дома. За какие заслуги Вам присуждено звание?
– Указ об этом подписала Великая княгиня Мария Владимировна Романова. 25 лет как я увлечена изучением казачьих традиций. Создала коллектив «Звонница», которому уже 16 лет. Как специалист росла на обработках народных песен. Но однажды попала в станицу Черноярскую Астраханской области, познакомилась с обрядами и историей казаков, и это стало поворотом в моей судьбе. Была потрясена тем, что в их песнях отражена вся история нашей страны, все войны. Кстати, казакам на походе запрещалось петь лирические песни, только – строевые, боевые, чтобы не отвлекать их от ратных дел.
– Я уже слышала восторженные отзывы от гостей-артистов о фестивале «12 жемчужин». А как Вы сами оцениваете итоги?
– По-моему, многое получилось. Участники оказались довольны нашей организацией в прошлом году, а в этом – особенно. Я сама не раз бывала на подобных фестивалях и постаралась взять на вооружение все лучшее. Делала все так, как бы мне хотелось, чтобы меня встретили, обогрели. В этом году впервые к нам в Ульяновск приехал казачий ансамбль из станицы Вешенской, с родины Шолохова. Он состоит при музее, которым руководит внук писателя. Мы приглашали этот коллектив на прошлый фестиваль, но он не смог к нам приехать, а в этом – получилось. Эти казаки – носители традиций станичного пения. По нотам, как мы привыкли, не поют. Жесты, взгляды – это передается молодым от стариков.
– Публика до глубины души была тронута песней «Уходили мы из Крыма», которую исполнял наш земляк Леонид Фискалов. Расскажите историю этой песни.
– Стихи принадлежат казачьему поэту Николаю Туроверову. Честно говоря, поэзию я не люблю, но когда мне в прошлом году подарили сборник стихов Туроверова, и я его прочитала, у меня мурашки пошли по коже. Ему, юнкеру, было 18 лет, когда полыхнуло на Дону. Он, как и многие казаки, был верен присяге, которую дал. Нарушить ее, значит, – опозорить весь свой род. Поэтому, когда белые были разгромлены, казаки с войсками Врангеля на пароходах покидали Крым, уезжая на чужбину. Коней взять они не могли, и те плыли за теплоходами по морю, выбивались из сил. Пристрелить – все равно, что убить друга. И хозяева коней целились мимо, и только пуля денщика достигала цели… Туроверов показал трагедию казачества и в других своих стихах. Наш ульяновский автор-исполнитель Леонид Фискалов написал мелодию к его «Уходили мы из Крыма». Песня многим запала в душу и стала своеобразным девизом фестиваля.
– Есть ли планы на следующий год?
– Мы благодарны властям Ульяновской области, которые, несмотря на кризис, оказали фестивалю материальную и моральную поддержку. Надеюсь, новая традиция получит продолжение. Есть идея, предложенная Департаментом культуры и архивного дела, – параллельно с «12 жемчужинами» провести еще один фестиваль для детей «Жемчужинка». Будем мечтать, и тогда все получится.