Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) намерена вновь реанимировать проект серийного производства крупнейшего в мире транспортного самолета Ан-124−100 («Руслан»), сообщил прессе один из участников специального совещания, посвященного этому, одному из ключевых совместных российско-украинских проектов в авиастроении. Итогом этого совещания стало создание специальной рабочей группы по возобновлению серийного производства Ан-124. «По результатам совместного анализа возможностей предприятий, вовлеченных в кооперацию, рабочая группа должна подготовить исчерпывающий документ с технико-экономическим обоснованием возобновления серийного производства самолета „Руслан”, который будет представлен правительству России», – передает слова одного из участников совещания РИА «Новости».

Ан-124 «Руслан» – уникальный самолет, который не имеет аналогов на мировом рынке по сочетанию грузоподъемности, дальности полетов и стоимости. Это единственная в мире машина, которая при взлетном весе около 400 тонн может перевозить груз весом до 150 тонн на расстояние более 3 тыс. км. Самолет был создан в КБ им. Антонова (Украина) в 1982 году, в первую очередь для воздушной транспортировки мобильных пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет на базе тягача МЗКТ-79221 Минского завода колесных тягачей, а также для проведения крупномасштабных десантных воздушных перевозок личного состава, тяжелой боевой техники и крупнотоннажных перевозок. Затем на его базе был создан коммерческий «грузовик».

Серийное производство Ан-124 было налажено и в России – на Ульяновском авиастроительном заводе, (ныне «Авиастар-СП»), и на Украине – на киевском заводе «Авиант». В 1994 году оно было прекращено, однако до 2003 года заводы еще выполняли единичные заказы на строительство «воздушных грузовиков». В 2003 году их производство было окончательно остановлено, и также были заморожены консультации между АНТК им. Антонова и Роскосмосом по проекту «Воздушный старт», где Ан-124 предполагалось задействовать для вывода спутников на орбиту (представители российской ракетно-космической корпорации «Энергия», например, объяснили свой отказ от дальнейшего сотрудничества «некорректными» действиями других участников проекта)

В феврале 2006 года стороны решили возобновить серийное производство самолетов Ан-124−100, теперь уже только на российском предприятии. С этой целью на «Авиастаре» было решено открыть филиал АНТК им. Антонова, однако спустя два месяца проект был признан бесперспективным. В октябре 2006 года этим вопросом занялся комитет по вопросам экономического сотрудничества украинско-российской комиссии Ющенко–Путин, и летом 2007 года стороны даже подписали соглашение о возобновлении серийного производства (основным заказчиком выступила авиакомпания «Волга-Днепр», которая объявила о том, что может до 2030 года приобрести до 100 модернизированных Ан-124−100М−150). А год спустя, в июне 2008 года, ОАК и компания Ernst & Young завершили подготовку бизнес-плана проекта по возобновлению производства самолетов Ан-124 «Руслан». В соответствии с этим документом в случае наличия подтвержденных заказов на 40 машин и вложения 3−4 млрд рублей в программу восстановления производства «Авиастар-СП» мог бы с 2012 года производить по одному-два «грузовика» в год стоимостью 150−160 млн долларов.

Сразу после этого авиастроение обеих стран накрыл кризис, и о проекте возрождения серийного производства Ан-124 опять замолчали. Правда, в феврале 2009 года вице-президент ОАК по транспортной авиации, генеральный директор компании «Ильюшин» Виктор Ливанов заявил журналистам, что «мы бы очень хотели, чтобы украинская авиационная промышленность, и в частности КБ Антонова, интегрировались в Объединенную авиастроительную корпорацию. Тогда потенциал украинской промышленности был бы более востребован, в том числе в России. Такой диалог мы ведем с украинской стороной».

По словам Ливанова, настойчивость ОАК в этом вопросе объясняется тем, что после распада СССР практически весь потенциал транспортной авиации России остался за рубежом. «Нам практически все в области транспортной авиации приходится начинать с нуля», – заметил журналистам вице-президент ОАК.

Таким образом, после совещания по возобновлению серийного производства Ан-124 окончательно стало ясно, что роль координатора этого процесса взяла на себя российская Объединенная авиастроительная корпорация. В качестве главного заказчика серийного производства этого самолета по-прежнему выступит специализированная грузовая авиакомпания «Волга-Днепр», которая сейчас эксплуатирует 15 из 25 «коммерческих грузовиков», которые успели выпустить в Ульяновске и Киеве. Кураторы программы от ОАК также проведут переговоры с Министерством обороны России как заказчиком военной версии самолета – сейчас российские военные также эксплуатируют свыше двух десятков Ан-124.

Комментарий эксперта

Константин Романов

аналитик ИК «Финам»

Восстановить производство Ан-124 вполне реально, так как необходимые для этого производственные мощности и технологии сохранены, хоть и разделены между Россией и Украиной. Более того, обе страны заинтересованы в этом проекте как драйвере промышленного производства. В последние годы неоднократно отмечалось, что спрос на «Русланы» растет. Экс-премьер-министр Зубков в прошлом году даже назвал его «колоссальным», хотя конкретных цифр никто не приводит. Впрочем, спрос на перевозки уникальных и негабаритных грузов в последние годы стабильно растет, а у «Руслана» в этом сегменте практически нет конкурентов. Производство этого самолета прекратилось 15 лет назад, так что на рынке должен был сформироваться серьезный отложенный спрос. В масштабах ближайших десяти лет речь может идти более чем о сотне машин.