Ульяновск несколько дней был центром казачьей культуры в рамках II Межрегионального казачьего фестиваля «Двенадцать жемчужин». Коллективы из Оренбургской и Ростовской областей, Казахстана, Ярославля, Волгограда, Чебоксар, Пензы и Ульяновска порадовали жителей колоритным исполнением воинских баллад, строевых и походных песен.

«Жемчужные» россыпи

Каждый коллектив – настоящая «жемчужина». Ансамбль «Зарница» из станицы Вёшенской Ростовской области под руководством Александра Шолохова, внука автора «Тихого Дона», представляет песенные традиции Верхнего Дона. Поют казаки и казачки без нот, точно так же, как пели их предки много веков назад – живое станичное пение высоко ценят специалисты по изучению фольклора. Исполнители «Долины» из Оренбургской области – потомственные казаки – бережно хранят вещи, доставшиеся им в наследство от прапрадедов, и надевают их на концертах.

На службе у Императорского дома Романовых

«Двенадцать жемчужин» состоялся благодаря нашей землячке, руководителю ансамбля «Звонница», полковнику Российского императорского дома Романовых Ирине Гришиной.

— Казачья тема очень близка моему внутреннему миру, — рассказывает Ирина Олеговна. — Интерес к культуре казаков появился в студенческие годы, когда я училась в Самарском институте культуры и искусств. Объездила несколько казачьих регионов – Волгоградскую, Астраханскую, Ростовскую области, побывала и в Карсунском райо- не, в казачьем селе Потьма. Дальнейшую творческую жизнь без этой яркой, патриотичной и очень православной культуры уже не представляла. Организовала коллектив «Звонница». 16 лет мы выступаем, создали несколько программ. Самое ценное наше приобретение — песни казаков атамана Игната Некрасова, бунтовщика, перебравшегося во времена Петра I в Турцию. Впервые их услышала в 1994 году на I Международном казачьем фестивале «На Покров» в Волгограде. Песни с 300-летней историей «прибыли» прямиком из иноземья, где их хранили потомки Некрасова. «Звонница» — необычный творческий коллектив, мы подчиняемся Российскому императорскому дому Романовых, а артисты имеют офицерские звания. Мужчины — подъесаулы, сотники, хорунжие; женщины – вахмистры и урядники. Это означает, что при чрезвычайной ситуации нас могут призвать на военные действия. Если говорить о самом фестивале, то идея его проведения появилась 15 лет назад. Реализовать ее получилось в силу разных обстоятельств только в прошлом году. Очень рада, что «Двенадцать жемчужин» получили путевку в жизнь благодаря поддержке губернатора Сергея Морозова и выигранному гранту.

Ты не в Науре ли щи хлебал?

Фестиваль открыл не только прекрасные песни, но и легенды, реальные истории и обряды казаков разных станиц. Одна легенда из станицы Наурской (Чеченская республика) датируется 1774 годом: казаки ушли в поход против турок, дома остались старики, женщины и дети. Горцы целым скопищем нагрянули на Наурскую станицу, думая разграбить ее без боя. Но не тут-то было… Оборону держали казачки — били горцев косами, серпами, обливали их сверху кипятком, горячими щами, варившимися у них к обеду. После целого дня упорного приступа горцы бежали со стыдом. Наурские казачки получили за это дело знаки военного отличия, а в горах долго еще встречали джигитов с обожженными лицами. Казаки дразнили их: «А что, приятель, ты не в Науре ли щи хлебал?» Казаки почитают за храбрость в боях с Наполеоном. Герой Отечественной войны 1812 года, войсковой атаман Донского казачьего войска Матвей Платов (1751–1818 годы) прославился неординарным и успешным рейдом в тыл французской армии. Наполеон приказал раздобыть пропитание для своих солдат и лошадей. Об этом узнал Платов и решил воспользоваться моментом для «обезглавливания» верхушки армии Наполеона. Переоделся купцом, сбрил усы (обычно сбривание усов для казака считалось позором), договорился с французами о покупке продоволь- ствия. На встречу с завоевателями приехал с особым грузом: на подводах под мешками с зерном и фуражом спрятались казаки с оружием. Таким образом, воины преподнесли французам «сюрприз», захватив важных генералов и приостановив действия противников в России.

Интересен свадебный обряд «Хоронить концы» станицы Черноярской Астраханской области. На третий день свадьбы каждый из гостей по старшинству и уважению забивает кол в землю, тем самым очищает от неприятных событий свою память и дальнейшую жизнь.

Казачья лава

Так назывались казачьи войска за стремительность и решительность при нападении на врага. Казачью лаву боялись и уважали. Наполеон до похода на Россию говорил: «Дайте мне одних казаков, и я пройду с ними всю Европу». Однако после поражения в рассуждениях императора о казаках доминировали ноты раздражения и злобы на своих обидчиков. Троцкий в период советского расказачивания писал: «Казаки – единственная часть русской нации, способная к самоорганизации. По этой причине они должны быть уничтожены поголовно». Как бы ни относились к казакам, они все равно считались непобедимой силой. Причина — в многовековых традициях. Мальчиков с трех лет готовили к присяге и военным походам. Казаки собирались к бою за час на главной площади родной станицы, даже если отдыхали, так как все вещи у мужчин хранились в походных мешках, оружие и кони были наготове.

Под охраной войска Донского

Гостей фестиваля охраняло резервное казачье войско в составе Всевеликого войска Донского. О служивых людях поведал нам полномочный представитель штаба войска по Ульяновской области, казачий полковник Андрей Куликов:

— Вначале отмечу, что казаки общественные и казачьи войска – понятия различные. В казачье войско могут входить люди разных национальностей и веры, готовые служить России и подчиняющиеся Президенту. Если поступит приказ идти воевать, то мы должны безоговорочно подчиниться. Каждый из нас — профессиональный боец, прошедший «горячие» точки. Казаки общественные – исключительно православные, потомственные родовые казаки. В отличие от нас они на собрании вольны решать — «любо им воевать или не любо». В задачи нашего резервного войска входят готовность к сопровождению членов семьи Российского императорского дома Романовых, к военным действиям. Последние годы мы приняли решение заниматься с юношами из детского дома «Гнездышко»: проводим занятия по рукопашной борьбе, привлекаем к участию в творческих мероприятиях, планируем открыть театральную студию. Это подготовит молодых людей к будущей жизни и внесет на первых порах определенность — по желанию они могут поступить к нам на службу.

Кстати

Казаки (козаки) — субэтническая группа преимущественно восточных славян, проживающая в южных степях Восточной Европы, в частности России и Казахстана. Точное происхождение казаков неизвестно. К концу XIV века образовались две крупные группы проживавших в низовьях Дона и Днепра казаков. К ним присоединилось множество восточнославянских переселенцев из соседних Московского и Литовского княжеств. Таким образом, к началу XVI века обе группы выросли в крупные вольные войска. Донские казаки в союзе с Русским Царством начали систематическую колонизацию окраин России, заселили низовья Волги, Яика и Терека, а также обширные территории в Сибири, стали основой новых войск. Днепровские казаки образовали Запорожскую Сечь, стали вассалами Речи Посполитой. Но политическое и религиозное давление со стороны Польши привело к провозглашению Гетманщины и массовому восстанию под предводительством Богдана Хмельницкого. Впоследствии казаки повернулись к России, и Переяславская Рада объединила Украину с ней. В ходе XVIII века растущая Российская Империя требовала от казаков преданности и службы, но это часто шло против их вольного образа жизни и привело к противостоянию. Бунты вызвали крупные карательные меры со стороны российских властей. Доходило до расформирования войск, как случилось с Запорожским казачеством в 1775 году. К началу XIX века казаки образовали особое сословие, сторожили государственные и внутренние этнические границы, посылали людей на войны и даже несли службу как личный царский конвой. За это они имели огромную социальную автономию, широкие плодородные земли, освобождались от налогов. К началу XX века казаки стали стереотипом России за границей и ее власти внутри. В Гражданскую войну казачьи области являлись главной опорой белого движения, впоследствии крупной частью белой эмиграции. Многие были на стороне большевиков, но во время и после войны казачьи области подвергались крупным гонениям вплоть до середины 1930-х. В ходе Второй мировой войны казаки воевали на стороне СССР, некоторые на стороне Германии. После распада Советского Союза началось систематическое восстановление казачества. В настоящий момент казаки формируют личный состав некоторых частей Российской армии. В своих регионах казаки имеют параллельную администрацию и являются полноценной частью российского общества. Существует также множество казачьих обществ в Казахстане, в Украине и в других странах.