Звукорежиссер Эдуард Пашаев – настоящий профессионал, по оценкам знающих людей, лучший в своей сфере в Ульяновске на сегодняшний день. Если вы посещаете концерты, наверняка могли видеть его за пультом. Мы побеседовали с ним о качественном звуке и о других непреходящих ценностях.

Эдуард Пашаев закончил Йошкар-Олинское училище культуры в 2001 году. Через несколько лет женился на симбирянке и переехал на ее малую родину. Говорит, что не жалеет – Ульяновск ему нравится. «Все хотят жить просто, приехать на „готовенькое“, в большие города, где платят большие деньги. Но ведь и здесь кто-то должен что-то делать!»

Кроме «озвучивания» концертов Эдуард занимается тем, что работает в музыкальном магазине, продает инструменты представителям местных вокально-инструментальных ансамблей. Лично знаком со всеми «звездами» ульяновской сцены. Заработал среди них репутацию лучшего концертного «звукача» города.

— На место звукорежиссера часто приходят люди, обладающие только техническими знаниями. Но этого недостаточно. Чтобы делать на концертах качественный, профессиональный звук, необходимо обладать знаниями из разных сфер. Во время крупных мероприятий приходится одновременно слышать 20, 30, 50, 100 каналов звука! Кроме того, нужно быть творческим человеком, чувствовать музыку, жить своим делом. В училище мне преподавали и режиссуру театральных постановок, и сольфеджио, и музыкальную литературу. Даже сценическое движение, хотя, казалось бы, зачем звуковику эта дисциплина?! — говорит Эдуард.

— Есть ли в твоем послужном списке такие концерты, которыми ты как звукорежиссер можешь гордиться?

— От чего я сам получал большое удовольствие – это «Джазовая провинция». Единственный фестиваль в нашем городе хорошего, серьезного уровня, где выступают всемирно известные музыканты. Особенно впечатлили джазмены из Голландии.

— Кто из столичных музыкантов, на чьих выступлениях тебе довелось работать, произвел наибольшее впечатление?

— Из звезд эстрады – однозначно Лолита, как ни странно. Я был поражен ею. Во-первых, как человеком. У нее полностью отсутствует зазнайс- тво. С ней можно запросто сесть и поболтать. Жаль, тогда было мало времени, но немного пообщаться все же удалось. Многие «звезды», приезжая в провинцию, относятся к выступлениям несколько пренебрежительно. Я был в легком шоке от того, что Лолита делает на сцене. Она выкладывается полностью — и смеется, и слезы льет. В отличие от «Машины времени»: старички вышли, сыграли и ушли. Хотя сыграли, надо сказать, здорово.

— Какую музыку ты предпочитаешь?

— Разную, от классической до народной. Есть, правда, один четкий критерий – она должна быть профессиональной. Больше все-таки тяготею к тяжелым стилям. Главное – посыл. Если он негативный – не слушаю. Даже если поют на английском, – знаю язык достаточно, чтобы понять, о чем идет речь в песне. Музыка должна созидать, а не разрушать.

— Назовешь имена?

— Есть шикарная бразильская группа, называется Oficina G3, из наших – «Distemper». Последний альбом у них получился потрясающим, видно, что люди стали взрослыми, надоел негатив. Очень позитивные ребята. Кроме них – «Jain Air», русский рок.

— Изменился ли облик ульяновской рок-музыки за то время, пока ты живешь здесь?

— Однозначно. Это совсем не то, что было несколько лет назад. Народ взрослеет, занимается музыкой более серьезно. Сейчас можно позволить себе купить хороший музыкальный инструмент.

— Кто тебя по-хорошему удивил из местных музыкантов?

— Так чтобы удивить – никто. Порадовали отдельные музыканты, а также группа «Колбаса оптом», «Пивняк», но последние почему-то прекратили свое существование. Жаль.

— У тебя есть профессиональная цель?

— Основная – делать так, чтобы люди могли получать удовольствие, слушая музыку. А еще – учиться. Когда человек скажет, что всему научился, он начнет деградировать.

— У звукорежиссера есть мечта? На какой площадке ты хотел бы поработать?

— Меня давно уже не греют такие вещи. Вот, мол, я работал в «Олимпийском», на концерте «Арии», значит, крутой чувак. Со многими из «звезд» знаком. Это те же самые люди. Профессиональная мечта – сделать классный звук.

— Так просто?

— Да, так просто. Сделать звук так, чтобы самому получать удоволь- ствие, чтобы люди потом подходили и говорили: «Слушай, классно было». Вот это радость. Иногда даже площадка не имеет значения – будь это какой-нибудь корпоратив в лесу или концерт на большой сцене. У крупных мероприятий есть свои недостатки: чем больше площадка, тем больше ответственности. Из-за этого получаешь меньше удовольствия.

— Представь, что у тебя есть возможность озвучивать концерт любого из музыкантов, даже кого сейчас уже нет…

— С радостью поработал бы с Дюком Эллингтоном, Луи Армстронгом. Они всю душу вкладывали в свое дело, такого сейчас мало.

— Что ты можешь пожелать всем людям, в том числе тем, кто читает страницу Х?

— Найти свое дело, свое предназначение, а не гоняться за тем, что сейчас выгодно, модно. Это раз. Во-вторых, стать лучшим в своей области. А это означает труд. Сейчас очень мало людей умеют думать, все ищут что-нибудь полегче, пытаются что-нибудь сделать на халяву, поэтому появляются псевдопрофессионалы. В-третьих, любое предназначение должно нести благо. В Библии написано, что всякое дерево познается по плоду его. И там же написано, что если дерево негодное, то его в конечном итоге срубают и бросают в огонь. Вот потому-то люди, не создавшие ничего, и разваливаются, и падают.

Никакого труда не составляет нанести вред. Просто наступи человеку на ногу, и все – любой дурак способен на это. Человек, исполняющий свое дело, должен создавать что-то вокруг себя. И для меня он – личность. Я желаю читателям стать личностями.

Жаркий рок почти над Волгой

Вы мечтали увидеть пятую точку одного

из виолончелистов группы «Apocaliptica»,

но не поехали на фестиваль «Рок над Волгой»?

Тогда можете рвать на себе волосы…

Он отставил в сторону виолончель, вышел поближе к зрителям, повернулся и приспустил штаны. Публика зашлась в восторге – на виолончелисте оказались красные трусы с надписью «СССР».

Под Самарой в прошлую пятницу происходило нечто грандиозное. Весь цвет русского рока («ДДТ», «Аквариум», «Сплин», «ЧиЖ и Ко», «Алиса», Бутусов, «Король и Шут», «Ария», Чайф, «Воскресение» и «Агата Кристи») при поддержке уже упомянутых финских звезд, а также легенды мировой музыки Кена Хенсли из «Uriah Heep» радовали почти 170 тысяч любителей музыки на протяжении двенадцати с половиной часов! «Рок над Волгой» стал первым фестивалем такого формата и масштаба в непосредственной близости от Ульяновска, откуда тоже приехали сотни поклонников.

Впрочем, Волга-то на самом деле находилась достаточно далеко, что при такой жаре было весьма досадным обстоятельством. Солнце нещадно палило на беснующихся зрителей, заставляя их пить, пить, пить и еще раз пить минералку, пиво и прочие напитки, ежечасно обливаться водой и убегать под навесы хотя бы на пару минут. БГ по поводу необходимости употребления жидкости спел свою немного провокационную песню, принятую на ура:

Ну-ка мечи стаканы на стол

И прочую посуду.

Все говорят, что пить нельзя, –

Я говорю, что буду!

БГ знал, что петь (а публика, соответственно, что пить).

А вот Шевчук в такую жару отказался исполнять бессмертную «Что такое осень». «Нахрен осень! Жара стоит», — выдал ЮЮ со сцены и спел четыре новые песни. Шевчук прыгал по сцене так, словно ему не 52, а 25 лет. Во время одной из композиций он исполнил танец в ОМОНовской маске.

Новые песни отваживались петь очень немногие. В основном музыканты играли старенькое, всем известное, чтобы люди могли вдоволь насладиться хоровым пением. К слову, в тот день даже Чиграков спел «Фантом», который он в последнее время исполняет с жуткой неохотой – надоело. Но публика так просила, что артист не смог отказать!

Хором пели много. Не удалось исполнить только песни «Apocaliptica» по той простой причине, что слов там нет вовсе. Исключительно музыка – четыре виолончели и барабаны. И вот, казалось бы, виолончель – большой и очень неудобный музыкальный инструмент, как с гитарой, с ним не попрыгаешь. Ан нет! Четыре парня носились по сцене, как заведенные, чего только с виолончелями ни вытворяя. Иногда своей активностью их подавлял ударник, который за барабанной установкой просто волчком крутился, даром что места было немного.

Видимо, рок-фест в Самаре стал одним из последних выступлений для «Агаты Кристи», прощающейся со сценой осенью. Они и выглядели уже как будто немного утомленными, раскачавшись только на песне «В интересах революции». У остальных артистов, видимо, еще все впереди: их искреннее желание петь для такой благодарной и многочисленной публики виделось невооруженным глазом, что заставляет верить в продолжение «банкета» следующим летом. Все довольны, почему бы и не повторить? А, Самара-городок?

Сергей Гурьянов