Когда актеры Тверского театра драмы в минувший вторник вышли на ульяновскую сцену, кажется, и зрительный зал, и рампа, и даже воздух стали другими. Тверскими. В начале пятидневных гастролей давали «Маскарад» Лермонтова. Так давали, что подчинили себе все вокруг. И зрителей, и пространство театра.
Что лукавить, тверских ждали у нас не как обычных гастролеров. Долгие годы театр там возглавляет народная артистка России режиссер Вера Ефремова. А годы до этого она возглавляла наш, Ульяновский, театр. И это был один из творческих пиков в его жизни. Тогда в театре блистали юные актеры, ныне народные артисты Клара Шадько, Алексей Дуров, Борис Александров, Зоя Самсонова… Тогда же Ефремова ставила «Маскарад» на ульяновской сцене. О том спектакле ходят легенды. Как режиссер не боялась экспериментировать и давать молодым актерам главные роли. Как они автоматически попадали в сферу ее жизненных интересов. У исполнителя роли Звездича Михаила Янко (брата ульяновской актрисы Ирины Янко) Ефремова спрашивала: «Ты сегодня выспался? Позавтракал?». Ничего не должно было отвлекать от роли, жизнь концентрировалась только на том, что происходит на сцене. Начинающий актер сыграл тогда блистательно.
В Ульяновске на сцену вышли Константин Юченков, Ирина Андрианова, которые в свое время были украшением нашей труппы. Которые начинали здесь, а когда Ефремова уехала в Тверь, собрались за ней.
К сожалению, не смогла приехать сама Вера Андреевна. С этой землей ее связывает не только сцена. Ее прадед был симбирским помещиком. Прабабка – племянницей декабриста Пущина. Так что, пожимая руку Ефремовой, вы оказываетесь всего в четырех рукопожатиях от Пушкина. Тут история. Тут маскарад, а не дискотека.
Жаль, не приехал в Ульяновск самый главный актер Ефремовой, народный артист России Александр Чуйков, который играет в каждой ее постановке. Без него роль Неизвестного в спектакле так и осталась для публики неизвестной.
Главного героя «Маскарада» Евгения Арбенина сыграл Константин Юченков. Странное чувство – когда он только вышел на сцену, в мехах, характерной юченковской походкой, с ямочками на щеках, как будто его отец, легендарный актер ульяновской сцены, Глеб Иванович Юченков, вернулся вдруг. Это был великолепный классический спектакль русского репертуарного театра. С князем Звездичем, который чем-то похож на Арбенина, может, потому тот его и пожалел. (Как кстати был бы в этой роли Денис Юченков!) С массовыми сценами, где четко вырисована пластика, где виден каждый актер. С восходящей композицией, когда чувства достигают накала к концу действия, и потому невозможно оторваться от событий, выдуманных Лермонтовым больше сотни лет назад. Потому невозможно отвести глаз от Арбенина, вынесшего приговор и приговоренного, казнящего и казнимого, все-таки человека, которого коварство и любовь привели в игорный дом, и первым было коварство.
Актеры жили той, маскарадной, жизнью, и публика была вместе с ними. Это был наш театр. Другой, но наш. Как любовь, которая не уходит.
Что еще было? Алексей Дуров преподнес букет своей когдатошней партнерше Ирине Андриановой. Директор Тверского театра Владимир Царский вывел формулу родства двух театров: исток Волги находится недалеко от Твери, а морем она разливается в Ульяновске. Еще директор приглашал зрителей, пришедших на гастроли, обязательно заглянуть в Тверской театр, если будет оказия, всех обещали принять, как родных.
Лилия ГРЕБЕНСКОВА