О массе интереснейших веяний современной урбанистики смогли узнать посетители второй архитектурной конференции «Архитектурный мост Москва-Ульяновск», прошедшей в нашем городе на минувшей неделе.
«Здание-невидимка»
Центральным событием конференции, безусловно, стало выступление отечественных мэтров градостроительства, профессора Международной академии архитектуры Владимира Плоткина. Он лауреат самого престижного отечественного архитектурного конкурса «Золотое сечение» и неоднократный лауреат самой рафинированой архитектурной выставки АрхМосква. Торгово-производственное объединение, в котором трудится Плоткин, постоянно участвует в конкурсах на строительство масштабных объектов как у нас в стране, так и за рубежом. Именно о проектах последних лет и рассказал собравшимся Владимир Илларионович.
В их число входит, например, спорткомплекс теннисного клуба на Ленинградском шоссе Москвы. Это здание интересно не только своим проектом (комплекс — это так называемое «здание-невидимка», как-бы являющийся частью окружающего пейзажа), но и историей создания. Архитектура подвержена воздействию политических и экономических влияний более, чем, пожалуй прочие области человеческой деятельности, и судьба того или иного здания зависит от них напрямую. Комплекс начали строить в то время, когда теннис был фаворитом среди видов спорта для первых лиц нашей страны. Потом приоритеты изменились и постройка здания стала казаться уже не такой актуальной. Так что работы возобновились лишь спустя некоторое время (с появлением на спортивном Олимпе нашей страны ярких теннисных звёзд), и строительство комплекса было, наконец, завершено.
Светит осветить?
Отправляясь на конференцию, мы готовились к тому, чтобы услышать о массе архитектурных проектов, предполагающихся к реализации на ульяновской земле. Ни о чём грандиозном, нам, к сожалению, услышать не удалось. Вниманию общественности лишь было представлено несколько проектов, участвовавших в самарской выставке «Архит-2009», в числе которых было и несколько разработок ульяновских специалистов.
По словам главного архитектора региона Татьяны Тарасовой разработка и открытие публике грядущих архитектурным проектов Ульяновска в задачу конференции не входили. Цель «Архитектурного моста Москва-Ульяновск» оказалась куда скромнее: обмен опытом и информацией о передовых направлениях в мире архитектуры. Будут ли у конференции какие-либо существенные результаты — вызывает сомнение. Единственное, что было сообщено журналистам с большей или меньшей степенью определённости – на новом мосту через Волгу, возможно, будет организовано необычное освещение, имеющее не функциональную, а декоративную природу. Однако, скорее всего, появится оно не в этом году — проект находится в стадии обсуждения, и к его разработке ещё никто не приступал. В качестве предположения можно лишь допустить, что на мосту может быть использована система датчиков, позволяющая с помощью света декорировать характер движения на переправе, оформляя световыми импульсами разной интенсивности пробки, напряжённое и размеренное движение автотранспорта. Именно такое ноу-хау представил собравшимся на конференции руководитель компании, с которой ведутся переговоры.
Новый мост — проект, безусловно, грандиозный, и, возможно, на его освещение деньги выделены и будут. Будут ли где-нибудь ещё в Ульяновске использованы вышеупомянутые разработки мира архитектуры — большой вопрос. Что уж помышлять о новых веяниях в урбанистике, если даже в разговоре о нестандартном освещении зданий и парков, каковое по заявлениям специалистов является не самой затратной статьёй проектирования и содержания сооружений, был поднят вопрос — кто же именно будет это освещение оплачивать? Муниципалитет ли, заинтересованный в эксклюзивном облике муниципального образования, собственник ли здания — каждой из заинтересованных сторон хотелось бы переложить ответственность на противную, а то и вовсе от этой самой ответственности избавиться. Делайте выводы.
Зато — в рамках всё той же конференции — довольно скромно прошло награждение Татьяны Тарасовой первой профессиональной премией российских градостроителей «Кентавр». По утверждению учредителей, премия эта призвана отметить заслуги человека в воплощении идеи «двойственности профессии руководителя градостроительной сферы, который призван совмещать в себе несовместимое – стремления творческой личности, каким по своей природе является архитектор, и напряженную работу чиновника». Вот за это самое стремление и награждают.
А уж будут ли какие проекты проектироваться, а уж тем более в жизнь воплощаться — вопрос второй. Одно радует — не одни мы такие. Вон в Москве и Питере тоже не сахар, чего уж о нас говорить… Это, собственно, и роднит Ульяновск со столицами, во всяком случае, в плане архитектурном.
Так что остаётся, видимо, ульяновцам одно: радоваться архитектурным изыскам местного масштаба в виде недостриженных зверей неопределённого рода-племени, гордо именующихся зелёными скульптурами и пришедшими на наши улицы благодаря стремлениям творческой личности и напряжённой работе чиновника.
Екатерина НОВИЦКАЯ