С сыном, учеником начальных классов, мы время от времени, ходим в кино – на мультики или про человеков-пауков. «Из всех искусств, для нас важнейшим является кино», – воз-гласил когда-то наш земляк В.И. Ульянов-Ленин.
Лет, эдак, сто с «копейками» тому назад, кино появилось на родине Ленина. Зрелище демонстрировалось во время Сборной ярмарки в наскоро поставленных шатрах-балаганах. Показ «немых» лент сопровождался звуками скрипки или рояля. Стандартный киносеанс состоял из не связанных по смыслу четырех-шести сюжетов, документальных и художественных, длиной в пять-десять минут каждый.
Кинематограф развивался, в Симбирске начали открываться стационарные кинотеатры. А на заре Советской власти, Ульяновск и ульяновцы едва не произвели фурор на больших экранах! В восьмую годовщину освобождения Симбирска от белогвардейцев, 12 сентября 1926 года весь город превратился в колоссальную съёмочную площадку полнометражного художественного фильма. Кинокартина с рабочим названием «Красные и Белые» или «12 Сентября», несомненно, стала бы громким событием в истории советского и российского кинематографа. Фильм воспроизводил эпизоды штурма Красной армией занятого белыми Симбирска, случившегося 12 сентября 1918 года.
В полном согласии с эстетикой социалистического реализма героем «Красных и Белых» должен был стать безличный, но революционно настроенный народ, сражающийся за торжество идей социализма. Грандиозную массовку обеспечивали расквартированные в городе части Красной армии, профессиональные актёры местного театра и любители из разных драматических кружков и студий. Одна часть военнослужащих изображала почти самих себя, бойцов Красной Армии, другая – их заклятых врагов белогвардейцев. Примечательно, что роли врагов революции доверили самым проверенным, элитным частям Ульяновского гарнизона.
И здесь не было большой странности. Творимый миф о гражданской войне изображал бе-лых вымуштрованным и сытым офицерьём, которым противостояла раздетая и разутая, полупартизанская масса. Гремевших когда-то каппелевцев и их легендарного командира, Владимира Оскаровича Каппеля изображали курсанты и начальник Краснознаменной школы комсостава, белых чехов – офицеры гарнизона, а симбирских добровольцев-кадетов – юные партийцы из губернской совпартшколы. Рядовые солдаты должны были явить на экранах простых красноармейцев.
Уже ранним утром, в тот давний сентябрьский день, ульяновских жителей разбудил гром орудий и стрекот пулемётов. Стреляли много и громко, куда больше, чем в 1918 году, но зато холостыми. Красные, как и восемь лет тому назад, наступали со стороны Киндяковки. На обширной и ровной площадке городского ипподрома (на территории нынешнего моторного завода) развернулось основные эпизоды киношного сражения. Всё прилежно снималось едва не дюжиной кинокамер. Вспышки, дым, горы трупов, орудия, знамёна и скок конницы. Взаправду, всё было не так эффектно и красиво, но на то и существует искусство кино – превратить в захватывающую, завораживающую картину суровую, тусклую прозу страшной гражданской войны.
Но вот, белые бегут, красные входят в город. Кинооператоры продолжают свою работу. Новый эпизод: киношные «чекисты» начинают хватать на улицах киношных же «буржуев». И здесь – вот уж незадача для социалистического реализма! – отдельные представители «революционных» масс, несознательные, так сказать, граждане из числа случайных зрителей начинают громко кричать и махать на «чекистов» кулаками: «Что делаете, гады? А ну, пусти их! Пусти, а то морду расквасим!!!»… В общем, кино, да и только!
Отснятый 12 сентября 1926 года материал планировалось смонтировать в часовую по дли-тельности киноленту. Но… То ли резко поменялась политическая и партийная конъюнктура, не то слишком уж натурально разевали рты простые ульяновцы, заступаясь за поганых «буржуев». Эпохальный фильм «Красные и Белые» не увидел широких экранов, а может, что и вовсе не монтировался.
Однако в том же 1926 году начала своё триумфальное шествие по кинотеатрам СССР и Европы «грандиозная русская картина» «Мать», творение великого режиссёра Всеволода Пудовкина, по мотивам нетленного романа пролетарского писателя Максима Горького. В три декабрьских дня, в одном только кинотеатре «Красная Звезда» фильм собрал рекорд-ные для города 3500 зрителей.
Не знаю, как в Европах – но в Ульяновске успеху кинокартины вполне могло поспособствовать обстоятельство, особо отмечавшееся в здешних афишах: В фильме снялся актер Ульяновского Большого Драматического Театра Д.П. Речной»!
Что ж, всегда занимательно разглядывать на экране знакомые лица.
Иван Сивопляс