Свою любовь к творчеству земляка-писателя и уважение к его личности ульяновцы подтвердили на ХХХI Всероссийском Гончаровском празднике в парке «Винновская роща».
21 июня ежегодную традицию нарушила только погода: ходившая по небу тучка так и не решилась окропить собравшихся теплым летним дождем, как это случалось прежде. Так что обошлось без разноцветья раскрытых зонтов, спасающих от сырости самых стойких поклонников романиста.
Все остальное было в обычном формате. В роще, которая по праву считается одним из самых гончаровских мест города, на дорожках среди гуляющего народа, как чудное видение, неожиданно возникали нарядные барышни в старинных одеяниях. Русские красавицы в сарафанах и кокошниках веселили сердца задорными песнями под гармонь и баян. У дивана со специально приготовленными восточным халатом и турецкой феской стояла очередь из желающих ощутить себя в образе Ильи Ильича Обломова. Были и «обломовский пирог», и наливочка, и театрализованные действа и другое, что так или иначе напоминает нам о читаных и перечитаных книгах любимого писателя.
Сотрудники областной научной библиотеки предлагали голосовать за знаменитых земляков в рамках конкурса «Имя Симбирского-Ульяновского края». Это был хороший повод «замолвить словечко» за Ивана Александровича, чем многие в тот день и не преминули воспользоваться.
197-ю годовщину со дня его рождения на летней эстраде парка открыли звуки музыки Ульяновского государственного академического симфонического оркестра. Была исполнена программа из любимых произведений писателя и тех, что созвучны духу его романов.
С этой же площадки, как и в прежние годы, ульяновцев поздравил с праздником мэр Сергей Ермаков. Он напомнил о недавнем подарке городских властей к предстоящему в 2012 году 200-летнему юбилею известного на весь мир земляка – воссозданной из мрамора Гонча-ровской беседке в парке на высоком берегу Волги. Кстати, у этого изящного строения, ставшего впечатляющей «живой» декорацией, к большому удовольствию публики актеры Ульяновского ТЮЗа в лицах прочитали отрывки из книги «Фрегат «Паллада».
О юбилее напомнила и заведующая домом-музеем И.А. Гончарова Антонина Лобкарева. К этому событию в здании родового «гнезда» писателя музейщикам предстоит создать единственный на планете историко-мемориальный центр, ему посвященный.
Всероссийский уровень празднику придали именитые гости из столицы. Это были лауреаты Гончаровской литературной премии за 2009 год -писатель Михаил Попов (за роман «Москаль») и литературовед Владимир Мельник (за книгу «И.А. Гончаров и Православие»).
Под прохладной сенью парковых деревьев автору этих строк удалось взять у москвичей небольшие интервью.
МИХАИЛ ПОПОВ:
– Гончаров со мной больше 30 лет – с тех пор, как я стал серьезным читателем. Для меня он – источник, советчик и направитель в профессиональных делах. В молодые годы больше любил «Обыкновенную историю», она произвела на меня впечатление своей гармоничностью и структурой. Сейчас больше ценю «Обломова». Это большая философия, громадный художественный пример. В наш динамичный век Илья Ильич дает нам всем пример, как жить в мире, сохранив свою душу. Кстати, в мировой литературе мало обаятельных положительных героев, которых бы до сих пор любили так, как любят Обломова. Обычно симпатии вызывают обаятельные литературные негодяи. Есть книги, которые я перечитываю ежегодно: «Мертвые души», «Евгений Онегин» и «Обломов». Это своего рода гигиена: надо время от времени очищать свое сознание от информационного загрязнения. Проза Гончарова – из самих лучших очистителей.
ВЛАДИМИР МЕЛЬНИК:
– Изучением творчества и жизни Гончарова занимаюсь больше 20 лет, и должен сказать, что он – бесконечен. Один мой начальник, по образованию физик-ядерщик, говорил нам, филологам: «Ну что вы Пушкина изучаете? О нем все давно известно». Мы ему отвечали: «А Вы уже все про атомы знаете?» В Гончарове осталось много непознанного. Мне лично хотелось бы знать, почему этот писатель все больше и больше завоевывает мир. Уже не называем его ведущим, знаменитым, выдающимся. Он -великий. Сейчас, кстати, пишу новую книгу «Гончаров и мировая литература». Оказывается, не только мировая литература оказала на писателя влияние, но и он на нее. А книга, за которую я получил Гончаровскую премию, называется «И.А Гончаров и Православие». Долгое время литературные произведения оценивали, по преимуществу, с социальной точки зрения: насколько они являются горючим материалом для революций. Что касается Гончарова, то на его романы навешивали ярлыки -«обломовщина», «300 Захаров», «обломовский диван» и так далее. А вот обломовская живая душа мало кого интересовала. А ведь душа – главное в человеке. И вот поскольку наше общество отбросило стереотипы и обратилось к сердцевине жизни – религии, многие писатели предстали в новом свете. Гончаров в этом смысле выявился как колоссальная фигура. Он хотел показать читателям христианский идеал. Давайте вспомним хотя бы фамилии главных героев его первого и последнего романов: Адуев – от слова «ад», а Райский – от слова «рай». Писатель хотел написать еще один роман, но не выполнил свой замысел. Это непосильная для художника задача – показать абсолютно прекрасного человека. Ну, а как личность христианская Гончаров просто подвиг совершил. Он ходил в церковь и причащался, когда многие интеллигенты уже в то время отошли от веры. Даже друзья не понимали писателя. Конец его жизни знаменателен. Когда за два дня до смерти к Гончарову пришел его молодой друг Анатолий Кони и пытался вселить в него надежду на выздоровление, романист ответил: «Нет, сегодня ночью ко мне приходил Христос, и он меня простил…»
Ирина Морозова