Про оптимизацию школ сказано в последнее время немало. Эту тему можно продолжать бесконечно: так много содержится в ней проблем и острых вопросов. Однако уже в ближайшее время нужно принимать конкретные решения, чтобы к 1 сентября было ясно, какие школы в Ульяновской области будут закрыты, какие реорганизованы и куда дети пойдут 1 сентября. Поэтому не случайно очередной «правительственный час», состоявшийся в четверг в Законодательном Собрании, был посвящен оптимизации общеобразовательных учреждений.

Реорганизацию системы школьного образования, в ходе которой одни школы исчезнут совсем, другие превратятся из средних в начальные, российские власти объясняют комплексом причин. Население страны, особенно в сельской местности, продолжает сокращаться, поэтому многие учебные заведения несут серьезные затраты при малой заполняемости учениками. По данным областного министерства образования, в некоторых сельских школах содержание одного ученика обходится в 70 тысяч рублей в месяц – примерно столько же, сколько студента-медика.

Сегодня, по словам заместителя председателя правительства Ульяновской области Тамары Девяткиной, плановая мощность всех школ области составляет примерно 200 тысяч детей. А реально в них обучается только 113 тысяч школьников. Таким образом, неэффективно используется 44% площадей: то есть из 554 школ области 243, условно говоря, пустуют. На содержание «виртуально» пустых школ в прошлом году было затрачено около 318 млн рублей – это сопоставимо с половиной собственных доходов такого города, как Димитровград, за 9 месяцев. Существует и такой перекос: в 164 городских школах Ульяновской области обучается 82 тысячи человек, а в 390 сельских – лишь чуть более 31 тысячи. Содержание одного школьника в Ульяновске составляет 15,9 тысячи рублей, а в Новомалыклинском районе, например, – 32,8 тысячи рублей.

С1 сентября 2009 года в российской начальной школе начинается обновление образовательных стандартов, которое предъявляет новые требования к условиям реализации образовательных программ – материально-техническим, кадровым, финансовым. Правительство РФ ставит цель довести к 2012 году долю обучающихся в современных условиях до 70%. А в сельской местности, как сказала Девяткина, модернизация образования идет медленно, школы часто не готовы к введению нового содержания и инновационных технологий обучения. Более того, порой не хватает элементарного: 6,5% школ Ульяновской области не имеют центрального отопления и водоснабжения, 7% – пищеблоков, 30% сельских школ не имеют теплых санузлов.

– На селе невозможно создать школу, которая была бы конкурентоспособной по отношению к городским из-за дефицита качественных ресурсов, – подчеркнула зампред облправительства. – Поэтому необходимо с одной стороны обеспечить концентрацию ресурсов в отдельных образовательных учреждениях, а с другой – обеспечить доступ к данным ресурсам максимального числа обучающихся.

Проще говоря, бесперспективные школы придется ликвидировать, вложить деньги в укрупненные, базовые, современные учреждения и возить туда детей, у которых нет школ в родных селах.

Процесс оптимизации сети образовательных учреждений уже запущен, и сегодня во весь рост стоят две основные проблемы. Одна – что конкретно закрывать, что реорганизовывать, что укрупнять? Другая – где дальше, после закрытия своих школ, будут учиться дети? Об этом говорили и депутаты ЗС после выступления Девяткиной. Было отмечено, что в докладе зампреда преобладала экономика. Но образование нельзя измерять только экономическими показателями, это – вклад в будущее страны, в то, какие люди завтра станут в ней жить. Детального анализа по качеству обучения в школах Ульяновской области, своеобразного «рейтинга школ», на «правительственном часе» не прозвучало. Особенно такой анализ необходим по школам, которые намечено оптимизировать, нужна увязка их будущего с дальнейшими перспективами населенных пунктов.

Много остается неясного и с подвозом детей в новые для них школы с 1 сентября 2009 года.

– В районах, в муниципальных образованиях сегодня нередко просто берут под козырек, когда речь идет о ликвидации школ, – сказал первый вице-спикер ЗС, глава фракции «Единая Россия» Александр Майер. – Мы планируем закупить для перевозки школьников 91 автобус для области. А потребность – 172 автобуса. Как же остальные дети будут добираться в школу?

Или возьмем дороги. Для общего ремонта дорог на школьных маршрутах нам сегодня требуется 177,4 млн рублей. Объем же запланированных работ на этот год составляет всего 16,5% от этой суммы. А что делать школьникам, у которых в селах дороги не отремонтируют? Если нет нормальной дороги, нет автобусов, то нечего в таких селах и школы трогать. Нужно их переводить в разряд малокомплектных до тех пор, пока не будут созданы условия для нормальной доставки детей к месту учебы. Нам с областным правительством- надо более тесно вести совместную работу. 9 июня, например, в ЗС уже проходил «круглый стол» по оптимизации образовательных учреждений, но пока учтена только одна его рекомендация. А время не ждет, до нового учебного, года осталось совсем немного.

Кстати, в четверг Законодательное Собрание расширило список малокомплектных школ в области на 13 учреждений, доведя их число до 65. Такой статус позволяет школам, несмотря на маленькое количество учеников, получать дополнительное финансирование из бюджета. Малокомплектными школами в Ульяновской области являются сегодня только начальные. Но дана рекомендация в особых случаях предоставлять льготный статус основным и средним недоукомплектованным школам, если нет нормальной возможности возить детей на занятия в другое село.

Итог «правительственного часа» подвел председатель Законодательного Собрания Борис Зотов:

– Оптимизация образования – процесс сложный и болезненный. Мы лишний раз убеждаемся в этом. Многочисленные обращения, поступающие с мест с просьбами сохранить ту или иную школу, сигнализируют о том, что не все в порядке. Вопросы лучше решаются там, где в районах комплексно, серьезно занимаются проблемами оптимизации. Нам надо действовать гибко, в каждом конкретном случае находить действительно оптимальное решение. Ведь школы и дети – категория не только экономическая.

Сергей ГОНЧАРОВ.

Подготовлено при участи пресс-службы Законодательного Собрания области.