Уважаемая редакция “Улпресса.ру”!

На прошедшей неделе на сайте Вашего издания были опубликованы вопросы читателей ко мне, уполномоченному по противодействию коррупции в Ульяновской области Александру Павлову, которые в дальнейшем были мне заданы в программе “Симбирский разворот”на “Дорожном радио” 18 июня. На некоторые из полученных вопросов я успел ответить в ходе прямого эфира, однако многое осталось за кадром в силу объективных причин. Предлагаю Вам на бесплатной основе опубликовать мои ответы на самые важные из полученных вопросов, поскольку, по моему мнению, Ваши читатели имеют право получить исчерпывающие ответы на поставленные вопросы и при желании продолжить дискуссию, инициатором которой стало в том числе и Ваше СМИ, чему не должно существовать никаких препятствий с моей стороны. Сообщаю Вам, что у меня имеется интернет-дневник, в котором Вы сможете найти материал, который я и предлагаю опубликовать.

С уважением, уполномоченный по противодействию коррупции Ульяновской области

Александр Фёдорович Павлов

18 июня я, уполномоченный по противодействию коррупции Ульяновской области Александр Фёдорович Павлов, был приглашен в вечерний эфир одной из ульяновских радиостанций. В ходе состоявшейся часовой беседы мне удалось ответить на целый ряд вопросов слушателей, которые были заданы мне как в ходе передачи, так и заочно, посредством одного из ульяновских интернет-сайтов. Ответы на показавшиеся мне наиболее значимыми вопросы я посчитал нужным опубликовать в своем интернет-дневнике. Полагаю, что блог станет весьма полезным подспорьем в нашей с Вами совместной работе по противодействию коррупции среди чиновничества Ульяновской области и позволит мне иметь прямую связь со всеми здоровыми элементами гражданского общества в нашем регионе. Я выражаю искреннюю признательность всем радиослушателям, принявшим участие в радиопрограмме 18 июня, а также всем читателям моего блога. При ответах на вопросы приоритет я отдавал тем, кто подписывался своими именем и фамилией.

Вопрос, поступивший от Владимира Воронина:

Предусмотрен ли механизм особого контроля со стороны уполномоченного по противодействию коррупции над 270 чиновниками из “Перечня коррупциогенных государственных должностей Ульяновской области …”? Если да, то каким образом контролируется деятельность Губернатора?

Вопросы, поступившие от Андрея Маркова:

1. Дело Старостина (бывшего директора агентства Золотой ключ) на какой стадии?

2. Почему он не изолирован (это по такой серьезной статье)?

3. Почему только он фигурирует? А где же замы, главбух? Это же была устойчивая преступная группировка, работавшая несколько лет, а тянет все Старостин, хитро ребята придумали.

На лицо коррупция!!! Вы возьмете под контроль это дело или спустите на тормозах?

Ответы: Я приступил к исполнению обязанностей уполномоченного по противодействию коррупции Ульяновской области всего три недели назад, однако работа в моем новом ведомстве уже ведется. О конкретных примерах деятельности уполномоченного по борьбе с коррупцией в Ульяновской области я упоминал в ходе радиопрограммы, об этом также сообщалось в печатных СМИ региона. В то же время, в силу специфики переходного периода (до недавнего времени я исполнял обязанности советника губернатора Ульяновской области и сейчас завершаю оставшиеся незавершенными на момент назначения дела), сегодня я только знакомлюсь с новым участком работы и приступаю к выработке методик профилактики коррупционных проявлений на региональном уровне. Поэтому существующий уровень коррупциогенности в Ульяновской области и в отдельных отраслях ее экономики мне пока не известен. В то же время в своей работе я намерен стремиться к нахождению оптимального баланса между занимаемыми уполномоченным по борьбе с коррупцией юридически выверенными позициями и приданными законом этой должности полномочиями. Я намерен не только отслеживать действующие региональные нормативные акты на предмет их возможной коррупциогенности, но и выступать с отдельными нормотворческими инициативами. Для всех особенно важно четко осознавать границы предоставленных региональным законодательством вновь назначенному уполномоченному полномочий. Безусловно, расследование конкретных уголовных дел и коррупционных правонарушений, а также применение карательных санкций находятся в исключительной компетенции федеральных правоохранительных органов – МВД, Прокуратуры, ФСБ и судебных органов. В случаях, когда речь заходит о нарушениях, выявленных в работе госчиновников Ульяновской области, уполномоченный по противодействию коррупции по закону имеет возможность не только знакомиться с ходом соответствующих расследований, но и инициировать таковые в установленном законодательством порядке. Кроме того, нелишним было бы напомнить о том, что никто не может быть признан виновным иначе, как в соответствии с решением суда. Если же кто-либо располагает достаточными и убедительными доказательствами коррупционности ульяновских госчиновников высшего уровня, их необходимо представить на суд общественности и рассмотрение правоохранительных органов, собственноручно подписавшись при этом под поданным заявлением. В противном случае подобные реплики воспринимаются как ничего не значащий информационный шум, недопонимание, дешевый пиар, а возможно, и попытка «втемную» использовать недавно созданный гражданский антикоррупционный институт в своих нечистоплотных целях.

О скептиках и пессимистах. Множество комментариев, которыми в начале июня пользователи Интернета сопровождали информационные сообщения на портале ulpressa.ru о моем назначении на новую должность, отличались крайним скептицизмом по отношению к перспективам вновь учрежденного в регионе антикоррупционного института. Суть таких реплик сводилась к тому, что Александр Павлов хороший чиновник, но попал-де на плохую, бутафорскую по своим скромным полномочиям должность. У него-де есть все необходимые моральные и профессиональные качества, но при этом нет реальных полномочий и возможностей бороться с коррупцией. Иными словами, Александр Павлов вроде бы занял почетную должность “свадебного генерала”, на которую вообще не стоит обращать внимания. К примеру, некто Александр, пожелавший остаться анонимным, задал в Интернете вопрос о том, а зачем Александр Павлов взялся «создавать видимость борьбы с коррупцией при отсутствии правовых оснований, законных полномочий и инструментов влияния». «Вас ещё не посылали в прокуратуре, милиции, ФСБ. Не обращайтесь. Поднимут на смех и пошлют… C таким же успехом и эффективностью можно занимать должность персонального контактёра с зелёными человечками, немного смешней только, а по сути одно и тоже. За Вас стыдно», – написал в своем вопросе этот бесфамильный аноним. Объективности ради позволю себе процитировать и отличное от приведенного выше мнение другого анонимного посетителя Интернета: «Павлова между прочим, очень многие люди и в районах, и в городе (Ульяновске) с положительной стороны вспоминают и уважают и никаких “хвостов из прошлого” не тянется за ним. Я помню, как при Горячеве строились больницы и школы, а теперь они все “оптимизируются”. Их Павлов строил и еще пара замов. А то, что Шаманов (Владимир Шаманов сменил Юрия Горячева на должности губернатора Ульяновской области) всех горячевских заменил “варягами”, это на его совести». Большое спасибо автору за теплые слова, мне очень приятно видеть, что многое из наработанного мною и моими коллегами в прежние годы до сих пор находит благодарный отклик у ульяновцев.

В первых же после назначения на должность интервью я постарался со всей очевидностью указать на то, что не разделяю высказанного в свой адрес скептицизма и полагаю, что у меня все же имеются достаточные полномочия, ресурсы и возможности для действенной профилактики коррупции в Ульяновской области, по крайней мере, в отдельных ее проявлениях, не связанных с планетой зеленых человечков. Более того, для меня также очевидно, что тема борьбы с коррупцией обладает существенным политическим потенциалом, который многим хотелось бы использовать в собственных целях что называется “втемную”, подставляя под удар неугодных (чего стоит только призыв одного из радиослушателей, прозвучавший в прямом эфире: “Народ за Вами пойдет, скажите, где и когда собираться”). Александр Павлов в качестве уполномоченного по борьбе с коррупцией, безусловно, вызывает у местной публики серьезные и, вероятно, обоснованные опасения уже самим названием должности, которую занял. Одно из доказательств тому – заказная «чернуха» обо мне, которая начала появляться на страницах местной желтой прессы, на которую я и впредь не намерен обращать внимания. Мой личностный авторитет и политический потенциал не вызвали сомнений ни у кого из депутатов ЗСО при голосовании в поддержку моей кандидатуры. Не следует забывать, что каждый из них по определению является прямым представителем истинного гражданского общества Ульяновской области, и столь единодушный аванс доверия, полученный мною при голосовании депутатов ЗСО, дорогого стоит. Кого представляют люди, упрекающие меня в отсутствии связей с гражданским обществом, я не знаю, по крайней мере, пока. Дистанцирование от всех политических группировок в регионе я считаю одной из своих должностных обязанностей. Я, прежде всего, являюсь государственным чиновником, отстаивающим букву антикоррупционного законодательства; в то же время я открыт для обращений и взаимодействия с гражданским обществом. Однако главная, по-моему мнению, причина возникающих опасений по поводу новой антикоррупционной должности все же заключена в ее очевидной внесистемности. Она по определению не вписывается в отработанную «схему» решения проблем, которой привыкли пользоваться “сильные мира ульяновского”, не имеющие сегодня прямого выхода на губернатора Сергея Морозова. В этом смысле показательна одна из реплик Геннадия Антонцева, сказанных в завершение прямого эфира 18 июня: “Взяточники, кто вас породил, тот вас и убьет”.

Тем не менее, спектр полномочий нового уполномоченного многих все равно пока “не убеждает”. Кому-то, возможно, очень бы хотелось слепить из Александра Павлова образ этакого “крутого Уокера” из известного американского сериала. Я совсем не собираюсь в одиночку и за короткое время, что называется, «вязать» всю “ульяновскую мафию”, проводя показательные карательные операции по уничтожению коррупционного зла. Я также не смогу поймать за руку всех тех, кто берет взятки в больницах, школах, университетах, кто носит форму сотрудника ГИБДД и многих других. Ведь главная задача уполномоченного по борьбе с коррупцией в Ульяновской области – это предупреждение коррупционных проявлений посредством экспертизы региональных нормативных актов. Хочу особо подчеркнуть, что на сегодняшний день спектр моих контрольных полномочий охватывает только госчиновников уровня субъекта РФ (Ульяновской области); физические лица в этот спектр также не входят. А в остальном получается, что Александр Павлов – это принципиальный человек, занявший должность уполномоченного по борьбе с коррупцией в полном соответствии с имеющейся у него квалификацией и оказанным ему всесторонним доверием. Без лишней скромности скажу, что я прекрасно разбираюсь в тонкостях федерального и регионального антикоррупционного законодательства и намерен строго придерживаться его рамок в своей деятельности. При этом я обязательно буду взаимодействовать с правоохранительными структурами и спецслужбами РФ, которые, в отличие от меня, обладают исчерпывающими репрессивными полномочиями в отношении лиц, чья коррупциогенная деятельность доказана органами МВД, Прокуратуры и судебной власти, сомневаться в эффективности такого взаимодействия, право, не стоит. Уговорить меня занять “декоративную” позицию в деле борьбы с коррупцией уже не удалось. Я не стану ограничиваться пространными разговорами на птичьем языке юридической экспертизы регионального законотворчества – я обязательно буду заниматься реальными коррупционными преступлениями реальных ульяновских чиновников из реального губернаторского списка “коррупциогенных должностей”, если о таковых мне станет известно. Под подозрением и антикоррупционным контролем будут все должности из губернаторского списка “коррупциогенных должностей” за исключением, разве что, уборщиц в присутственных кабинетах.

Коррупция излечима. В ходе прямого радиоэфира 18 июня также прозвучали рассуждения о действенности тех или иных методов борьбы с коррупцией. Бытует мнение о том, что огонь коррупции следует тушить, конечно же, бензином, то есть, чиновникам надо платить больше, к примеру, предоставлять так называемый «компенсационный пакет», чтобы они больше боялись потерять свои должности в случае выявления коррупционного преступления с их стороны. Рассуждения о том, что взяточничество – это неотъемлемая часть русского национального менталитета, а в России не крадут, а только возмещают причиненный государством ущерб, к великому сожалению, для очень многих давно стали популярным самооправданием и укоренившимся заблуждением. По моему мнению, постановка проблемы профилактики коррупции в форме дилеммы «что эффективнее, «пряник» или «кнут», некорректна по самой своей сути. Решать эту проблему, в моем понимании, нужно принципиально иным способом. Необходимо последовательно, хотя и медленно возрождать разрушенную когда-то в стране систему кадровой работы и воспитывать изначально достойные для госслужбы кадры. А на это в развитых государствах Европы, к примеру, в Италии, ушли десятилетия. Сегодня упоминание об итальянской мафии в разговоре с итальянцем не вызовет у него ничего, кроме банального отвращения. В то же время догмат одних лишь моральных принципов, контроля и надсмотра за деятельностью госчиновников в отсутствие материального стимулирования и поддержки личной инициативы – тупиковый путь, пройденный российским обществом в позднесоветский период.

По мнению действующего Президента РФ Дмитрия Медведева, причиной коррупции в России является именно тотальное неуважение законов. “Корни этого явления лежат в том, что значительная часть населения просто плюет на соблюдение законов», – сказал Президент в феврале 2008 года в ходе своего визита в Уфу, еще будучи в ранге вице-премьера. «Либо мы научимся жить по закону и не думать, надо ли нам его исполнять, а просто исполнять и соблюдать, либо люди будут считать, что им все возможно», – продолжил тогда Президент России. Действующая российская власть реализует свою антикоррупционную стратегию в позитивном ключе. Сегодня Дмитрий Медведев ставит во главу угла государственной антикоррупционной политики не карательные меры, а неуклонное соблюдение гражданами законов, неотвратимость наказания за их нарушение и юридическую грамотность населения. Задачей-максимум на этом направлении он считает необходимость сделать так, чтобы взяточничество стало не только экономически невыгодным уголовным преступлением, но и попросту неприличным в обществе деянием, вызывающим всеобщее отторжение. Борьба с коррупцией в России сегодня носит не сиюмитный, а системный и выверенный характер.

С уважением, уполномоченный по противодействию коррупции Ульяновской области

Александр Фёдорович Павлов