25 мая в Законодательном собрании состоялся «правительственный час» на тему «Об оптимизации общеобразовательных учреждений Ульяновской области». Заместитель председателя Правительства Ульяновской области Тамара Девяткина доложила депутатам о ходе реализации программы оптимизации и реструктуризации региональной общеобразовательной сети в 2009 году и в ближайшей перспективе.

Как выяснилось, образовательное пространство Ульяновской области ждет большая перемена: реализация программы «Наша новая школа». Национальную образовательную инициативу выдвинул Президент РФ Дмитрий Медведев, обозначив пять ключевых направлений развития общего образования: новые образовательные стандарты, поиск и поддержка талантливых детей, увеличение числа педагогов и повышение их квалификации, создание современной школьной инфраструктуры, здоровье учеников. Целью всех преобразований школы является создание условий для предоставления современного доступного качественного образования при рациональном использовании ресурсов, имеющихся в образовании. Выпускники нашей новой школы должны быть образованными, воспитанными, здоровыми и, что очень важно, готовыми к обучению в течение всей жизни.

В своем выступлении на правительственном часе в областном парламенте заместитель председателя Правительства области Тамара Девяткина обозначила несколько проблем, стоящих на пути перехода общеобразовательных учреждений на новые принципы обучения. Говоря о сегодняшнем состоянии системы образования, она отметила, что за последние 18 лет сеть образовательных учреждений в Ульяновской области уменьшилась на 139 школ и составляет сегодня 554 учреждения. За этот же период количество учащихся уменьшилось более чем на 71 тысячу. При этом количество учителей сократилось незначительно. Население же продолжает убывать. Зачастую наполняемость классов в малокомплектной школе: от трех до пяти человек. В таком коллективе у ребенка нет условий для самореализации, обсуждения полученных знаний в коллективе сверстников. Плановая мощность всех имеющихся сегодня школ области составляет примерно 200 тысяч учащихся, однако во всех дневных общеобразовательных школах обучается только 112 тысяч школьников. То есть, значительная часть школ заполнена на 56% от проектной мощности. Неэффективно используется 44% школьных площадей. Условно говоря, из 554 школ фактически пустуют 243(!) школы. На содержание «черных дыр» в образовании в прошлом году было потрачено 318 миллионов рублей.

Кроме того, по словам Тамары Девяткиной, содержание одного обучающегося в отдельных муниципальных образованиях, особенно в сельской местности, порой достигает 70 тысяч рублей, что можно сравнить со стоимостью обучения студента медицинского факультета УлГУ. Только по этой причине в прошлом году неэффективно было израсходовано 23 млн. рублей субвенций. Между тем эти средства могли бы быть направлены на развитие школ области: на закупку школьных автобусов или комплектов современного лабораторного и компьютерного оборудования. Но главное, подчеркнула Тамара Девяткина, подобные затраты «при индивидуальном обучении» не отражаются на качестве знаний выпускников школ: это четко продемонстрировал Единый государственный экзамен.

Результаты ЕГЭ в 2008 г. по двум основным предметам были ниже среднероссийского показателя. Затратный механизм организации сети общеобразовательных учреждений сказывается на результатах работы всей системы образования области.

Однако сами по себе школьные здания и адекватные социальные программы не заменят другого – чему и как мы собираемся учить наших детей. Если педагог совмещает преподавание непрофильных предметов, говорить о качестве обучения не приходится. Около 20% математиков сельских школ в прошлом году преподавали несвойственные им дисциплины – географию, историю, биологию. В «многостаночниках» числятся также педагоги русского языка и литературы. В результате страдает качество знаний, полученных учащимися. Эти факты, считает Тамара Девяткина, являются прямым отражением равнодушного отношения руководства органов управления образованием, некоторых руководителей школ к государственным задачам и судьбам детей. Выйти из «образовательного тупика» возможно при условии эффективного управления этим процессом.

Оптимизация образовательной сети пойдет в нескольких направлениях: создание сети базовых школ с сетью филиалов, формирование разноступенчатых школ, социокультурных и ресурсных центров села, приведение в соответствие преподавания предметов с образованием педагогов. Оптимизация затронет 81 школу. При реструктуризации региональной системы образования необходимо соблюдать несколько обязательных принципов. Это, прежде всего, материально-техническое обеспечение процесса оптимизации: обеспечение школьников автобусами, отремонтированные транспортные магистрали, четкие планы трудоустройства высвобождаемых кадров, обязательный учет мнения педагогов и родителей.

Доклад Тамары Девяткиной вызвал бурное обсуждение среди депутатов. Депутаты фракции «Единая Россия» Екатерина Уба и Ростислав Эдварс выразили консолидированное мнение: процесс реструктуризации системы образования в Ульяновской области должен быть максимально выверенным и отвечать нынешним реалиям – качеству и доступности образования. Представленная информация, по мнению депутатов, не внесла абсолютной определенности в вопросе обеспечения школьными автобусами и строительством автомобильных дорог на территории поселений, где планируется провести реорганизацию школ. Отсюда вопрос: а что делать, если до 1 сентября 2009 года не будет обеспечен безопасный подвоз детей к месту учебы в базовые школы? Однозначного ответа на этот вопрос в докладе не прозвучало. Екатерина Уба подчеркнула, что необходимо пересмотреть список малокомплектных школ, подлежащих реорганизации с учетом индивидуального подхода в каждом конкретном случае. Причем, сделать это необходимо в самое ближайшее время и вынести предложения на очередное заседание ЗСО, которое запланировано на 9 июля 2009 года.

Депутат-одномандатник Алексей Куринный отметил, что в программе оптимизации образовательной сети не просматриваются стратегические цели процесса – ради чего проводится оптимизация. Лидер фракции КПРФ в ЗСО Александр Кругликов высказался против оптимизации.

Свое мнение по проблеме высказал и Председатель Законодательного Собрания Борис Зотов. Он отметил, что, занимаясь реструктуризацией сети общеобразовательных учреждений, необходимо подходить к вопросам сохранения малокомплектных школ, ориентируясь на конкретную ситуацию. В качестве пример он привел школу в поселке Пятисотенный Чердаклинского района. Это одна из самых новых школ в области, тем не менее, из-за усадки фундамента она признана аварийной. Местные власти планировали отремонтировать здание, проведены проектно-изыскательские работы, потрачены значительные средства. Однако в итоге было принято решение о переводе учеников в соседнюю школу, которая, как выяснилось, также находится не в лучшем состоянии. Результатом непродуманного решения стали серьезные финансовые затраты, неопределенное будущее учеников и социальное недовольство в селе.

По итогам «правительственного часа» было решено, что программу проведения оптимизации общеобразовательных учреждений в Ульяновской области необходимо доработать и вернуться к ее рассмотрению на очередной парламентской сессии в июле.