Министр лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области Вячеслав Кублик: РАБОТАТЬ ПО-НОВОМУ

Со времени введения нового Лесного кодекса Российской Федерации прошло пять месяцев. Что изменилось в работе тех, кто профессионально занимается охраной и уходом за зелеными массивами? Удалось ли привлечь к пользованию лесами предпринимателей? Какие цели и задачи ставят перед собой ульяновские власти в отношении лесного фонда? Итоги работы подводит министр лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области Вячеслав Кублик.

– Вячеслав Александрович, расскажите, какие изменения прописаны в новом Лесном кодексе? Насколько изменился порядок пользования лесным фондом?

– С начала нынешнего года полномочия по управлению федеральной собственностью – лесами переданы субъектам Российской Федерации. Самое главное, изменился подход в использовании и управлении лесным фондом. Управлением, контролем и надзором по-прежнему занимается государство – работают инспекторы, утвержден лесной план нашей области, на десять лет вперед сделаны регламенты по лесничествам.

Хочу заметить, что в этом году в Лесное законодательство внесены существенные дополнения: изменены категории лесов, возрасты рубок. По сути, нужно будет вносить поправки в лесной план, по-новому планировать рассчетную лесосеку, объемы лесопользования… Без работы государственная служба и проектные организации не останутся.

Что же касается второй части – лесохозяиственной деятельности, то теперь ей должны заниматься предприниматели, коммерческие структуры, акционерные общества -то есть хозяйствующие субъекты, в основном, малый и средний бизнес. Государство от этой деятельности отошло. Министерство лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области имеет право передавать лесные участки в долгосрочную аренду, на срок от 10 до 49 лет, в соответствии со статьей 72 Лесного кодекса. Мы вели такую работу более двух лет. И сейчас 70 процентов от всей площади лесов Ульяновской области переданы в аренду. Министерство готовит материалы по оставшимся лесничествам, для того, чтобы выставить их на аукцион.

– На предпринимателей, которые берут в аренду лесные участки, налагаются какие-то обязательства? Не получится ли так: пришли, вырубили, и ушли?

– Новые хозяева должны проводить весь комплекс лесохозяйственных работ. Тот, кто думает: сегодня я возьму лес в аренду, завтра все срублю и получу огромную прибыль, очень сильно ошибается. Этого не было и не будет – по той простой причине, что арендаторы, обязуются тушить пожары, заниматься

уходом и лесовосстановлением, начиная с семян и заканчивая посадочным материалом. А это достаточно трудоемкая, сложная и затратная работа.Поэтому нужно соизмерять свои возможности, знания и опыт, иметь специализированную технику.

К сожалению, у нас уже появились предприниматели, которые думали, что будет легко и просто. Сейчас мы начинаем предъявлять к ним претензии, что они не выполняют условия договора: несвоевременно вносят арендную плату, некачественно ведут лесохозяйственные работы. Пока мы вынесли им предупреждение. Если же это будет повторяться, придется расторгнуть арендные договоры.

– Насколько актуальной стала проблема лесных пожаров? Справляются ли с этим бедствием арендаторы?

Нововведения дали нам повод задуматься о выстраивании новой системы в обнаружении и тушении пожаров на территории нашего региона. Раньше все было ясно и просто: работали государственные предприятия, которые финансировались из федерального бюджета. Сейчас мы приступили к созданию государственных специализированных учреждений по тушению лесных пожаров, которые будут работать на базе наших бывших пожарно-химических станций. С Федеральным агентством лесного хозяйства решаем вопросы финансирования и материального обеспечения этих учреждений. Таким образом, в каждом районе области появится государственная структура, которая наряду с арендаторами будет бороться с огнем и заниматься противопожарными работами.

Кстати, нынешний год -достаточно сложный в плане лесных пожаров. Запасы влаги в почве скудные -снежный покров был мизерный, температуры весной – высокими… Держать под контролем ситуацию было сложно, но мы справились. Я хотел бы поблагодарить всех, кто принимал участие в этом нелегком деле, и в первую очередь, работников лесничеств. Большинство арендаторов отнеслись к этому делу очень серьезно. Неделями, как в других областях, пожары у нас не бушевали. Ульяновская область была отмечена Федеральным агентством лесного хозяйства в числе восьми областей России, потушивших пожары в день их возникновения (обнаружения).

– Какие еще проблемы предстоит решить Минприроды Ульяновской области?

– Все бывшие колхозные и совхозные леса – а их в нашем регионе 85 тысяч гектаров – ныне узаконены как федеральная собственность и переданы в лесной фонд Российской Федерации. Это почти 10 процентов от площади всех лесов региона, достаточно серьезная дополнительная нагрузка. Насаждения на протяжении многих лет эксплуатировались достаточно интенсивно, но должного ухода за ними не было. Их необходимо, по сути дела, восстановить, облагородить. Сейчас все эти леса распределены и закреплены за лесничествами, инспекторами. Что же касается пользования, то мы выставим их на аукцион. Но теперь уже не на безвозмездной основе, а в аренду.

Еще один вопрос, который требует скорого решения с экологической, да и с экономической точки зрения, – заросшие лесами сельскохозяйственные земли. Эти огромные территории покрыты в основном ценными хвойными породами. Но они требуют определенного подхода: прежде всего, необходимо определиться, в чьем ведении эти леса будут и что с ними делать в перспективе. За ними нужно ухаживать, иначе посадки могут превратиться во «взрывоопасный объект». Не дай Бог, неосторожное обращением с огнем -это может привести к серьезным потерям для нашей области.

Насколько успешно ведется селекционная работа, которой всегда славился наш регион?

– К сожалению, по новому Лесному законодательству Федеральное агентство оставило за собой полномочия, касающиеся вопросов семеноводства. Между тем, в Ульяновской области создана одна из лучших постоянных лесосеменных баз России: проведена селекционная инвентаризация, созданы архивы клонов, обустроены семенные, вегетативные плантации… Все это – результат работы, которая ведется более 30 лет. Поэтому наша задача сейчас состоит в том, чтобы сохранить этот ценнейший генофонд, который отобран для того, чтобы в будущем выращивать устойчивые против вредителей и болезней высокопроизводительные леса. Ведь чем интенсивнее будет вестись лесное хозяйство, тем больше люди будут прибегать к искусственному восстановлению зеленых насаждений в нашей лесостепной зоне.

Правительство Ульяновской области помогает организовать на территории нашего региона федеральное учреждение по лесному семеноводству. Обещано, что в 2010 году этот вопрос будет профинансирован из федерального бюджета. В этом случае наша семенная база будет работать и на другие регионы. Впрочем, это уже делается: мы сотрудничаем с соседними областями, предоставляем им улучшенный семенной материал.

Еще одна важная задача, которая стоит перед нами сегодня, – не растерять то, что накоплено в работе питомнических хозяйств. Нужно сохранить их, внедрить новые технологии. Мы видим перспективу в выращивании посадочного материала с закрытой корневой системой. Это касается, в первую очередь, темнохвойных лесов из ели, некоторых видов интродуцентов. Вышеуказанная технология очень удачная, она позволит нам на протяжении многих лет успешно заниматься вопросами лесовосстановления.

– Насколько перспективно внедрение в нашем регионе интродуцентов – растений, произрастающих в других странах или даже на других континентах?

– Благодаря им, можно повысить продуктивность наших лесов и увеличить биоразнообразие. Ульяновские лесоводы уже несколько лет плотно занимаются этим вопросом. Хочу отметить, что особо перспективными для региона являются представители древесно-кустарниковых пород из Северной Америки, например, псевдотсуга, а также дуб красный, сосна веймутовая, гибридные формы лиственницы, которые по производительности превосходят нашу сосну обыкновенную. Проблема заключается в необходимости проводить тщательные исследования. Есть отрицательные примеры, когда «переселенцы» вытесняли более ценные породы: например, клен американский. Все упирается в лесосеменную базу: нужно создавать плантации, получать семена интродуцентов, посадочный материал, вводить их в культуру. Такая работа ведется на протяжении многих лет, и ее первые результаты появились только недавно.

К слову, особой проблемой для всего Поволжья, в том числе и для Ульяновской области, является восстановление дубрав. У нас есть единственная в России вегетативная лесо-семенная плантация этой породы, которая начала плодоносить. Мы собрали коллекцию лучших представителей вида дуба с европейской части, получили семена. Так что в ближайшее время займемся посадкой дубрав.

– Как в пишем регионе обстоят дела с переработкой древесины?

– Содействие развитию предпринимательской деятельности в переработке древесины – это еще одна важная задача, которая возложена на наше министерство. Нужно сделать так, чтобы каждый кубометр леса, который можно использовать, давал максимальную отдачу в денежном эквиваленте. Для этого необходимо как можно шире наладить в регионе глубокую переработку древесины. Мы прекрасно понимаем, что никакой предприниматель не придет в лес, если он не будет получать там прибыль. Но с другой стороны, тот, кто работает в лесу, должен финансировать его восстановление. Еще один нюанс – мы отдаем государственную собственность в пользование, и государство должно получать от этого прибыль. На сегодняшний день все эти три пункта соблюдаются. Хотелось бы, конечно, чтобы часть этих средств направлялась еще и на охрану лесов от пожаров, вредителей и болезней. Думаю, мы выйдем с таким предложением в областное правительство, и оно нас поддержит.

Что же касается переработки, то, конечно, хотелось бы, чтобы дела обстояли лучше. У нас есть производство клееного бруса. Ульяновская область считается «дверной» столицей России. В регионе производят хорошую мебель из массива дерева. Очень важно, что в области сохранились предприятия, которые занимаются заготовкой древесины. Это тяжелая, опасная и, нужно сказать, малорентабельная работа. Но, несмотря на это, профессионалы продолжают работать, и это позволяет обеспечить сырьем лесопромышленный комплекс области.

Да, сегодня времена не самые лучшие – кризис не обошел стороной и лесную промышленность. Однако предприятия работают достаточно стабильно. По итогам первого полугодия, думаю, объемы производства не снизятся, даже по сравнению с намного более успешным в финансовом плане 2008 годом.