24 июня исполнилось 160 лет со дня рождения В.Н. Поливанова

«Нет лучше дерева для сухих и песчаных почв, чем сосна. Господствующее ее распространение в средней полосе России указывает на первенствующее значение сосны для лесного хозяйства. Что же касается, в частности, Симбирской губернии, то мне кажется, это единственная порода, которая вполне соответствует почвенным и климатическим условиям нашего края», – писал в 1908 году симбирский землевладелец Владимир Поливанов. Его слова основаны на собственном опыте.

Юго-западная часть Карсунского уезда Симбирской губернии, где находилось его имение, сейчас покрыта густым лесом. А в XIX веке в этой местности встречалось немало оголенных песчаных гор, истощенных, покинутых залежей, песчаные заносы и громадные пустыри брошенных земель. Образовались они в результате человеческой деятельности. Бывшие здесь когда-то лесные почвы «обращены были в поля упорным трудом чищебника», так как при корчевании «рыхлая песчаная почва, лишенная своего верхнего покрова и не сдерживаемая корневыми разветвлениями деревьев, под влиянием зимних морозов и палящих лучей солнца летом, настолько высыхала, что становилась неспособной к какой-нибудь растительности». При малейшем суховее песок засыпал хорошие земли на далекие расстояния. Поливанов испробовал много способов в борьбе с губительными песками: ранней весной унаваживал с посевом овса, устраивал плетни и на них сваливал мусор, щепы, прикрывал с осени песчаную поверхность соломой и мхом. Ничего не помогало. Последним и самым действенным средством оказалось разведение леса. Не имея первое время под рукой саженцев сосны, Поливанов засадил в 1882 году песчаные земли дичком, самосевом из соседнего бора. Весной убыль составила только 30%. Ободренный результатом, помещик в следующем году продолжал высаживать эту культуру до самых морозов. В первый опыт было посажено 150 тысяч штук дичков на площади 50 десятин. Большие расходы и удаленность новых мест посадки от посадочного материала привели к необходимости разведения саженцев в питомниках. Так, после первых опытов защитного лесоразведения В.Н. Поливанов значительно усовершенствовал способы лесовосстановления.

Он организовал питомник и школу, в которых выращивал посадочный материал различных древесных пород, испытывая их с целью выявления наиболее перспективных для Симбирской губернии. Время устройства первого питомника в лесной даче около его дома, носящей название «Колок», относится к 1884 году. В своеобразном обобщении опыта лесоразведения Владимир Николаевич писал: «Я с осени 1883 года поднял плугом в «Колке» небольшую полянку при родниках, величиной в 250 кв. сажень, которую весной, как Сошел снег, забороновав железною бороною, перекопал на штык. Затем были начисто убраны корни и трава, проложена была посредине для проезда дорога и разбиты гряды в 1,7 аршина ширины при 6 – 9 аршинах длины. 2-го мая на сделанных грядках в поперечные бороздки высеяны были первые семена сосны, ели, сосны веймутовой, сибирской и европейской пихты, европейской лиственницы и горной сосны».

В скором времени Поливанов принял решение устроить еще по питомнику при каждом доме своих полесовщиков (кроме «Колка», еще два) для непрерывного снабжения готовыми саженцами в посевной сезон. Ему удалось обеспечить свое лесное хозяйство семенами. К 1908 году он уже четыре года не выписывал ни одного фунта сосновых семян, «собирая их у себя в даче через полесовщиков зимой или приобретая от местных крестьянок от 40 до 50 копеек за фунт».

Приведенные в его печатном труде цифры, расчеты, замечания, советы и наблюдения свидетельствуют о серьезном научном или, если так можно выразиться, хозяйственном подходе к вопросу лесоразведения и лесовосстановления. По свидетельствам современников, Владимир Поливанов был разносторонней личностью. Он занимал различные губернские и придворные должности. С 1901 года – губернский предводитель дворянства и с этого же года – председатель Симбирского общества сельского хозяйства. Он занимался археологией и в 1900 году создал первую археологическую карту Симбирской губернии, был инициатором организации и первым председателем Симбирской губернской ученой архивной комиссии. В своей усадьбе в селе Акшуат организовал музей.

Всего за период 1882 -1907 гг. на землях его имения создано 325 десятин насаждений сосны, лиственницы и ели. Все эти насаждения в большинстве случаев произведены на развеваемых песках, песчаных дюнах. История их создания представляет для специалистов большой интерес. В условиях Симбирской губернии это были первые опыты защитного лесоразведения, причем очень удачные. Сохранились письменные свидетельства об истории создания этих насаждений. О своих опытах В.Н. Поливанов неоднократно сообщал в печати. В 1908 году в Симбирске вышла его книга «Двадцатипятилетие Акшуатского лесоразведения в Симбирской губернии (1883 – 1908). Опыт лесоводственного отчета».

Этот отчет сохранился до сих пор, благодаря чему мы имеем документальное подтверждение интереснейшего опыта, проводимого сто с лишним лет назад. Материальное доказательство – более чем вековые сосны, посаженные по схеме «сажень на сажень» и стоящие, как в карауле, стройными рядами вокруг села. Все торжественно и чудно. Все хранит память о своем хозяине.

В местной школе создан музей В.Н. Поливанова. Хранительница музея, директор школы Вера Петровна Фомина, поддерживает хрупкую связь с дальними родственниками именитого земляка. А вот его сына, эмигрировавшего после революции 1917 года во Францию, разыскать пока не удалось.

«Верхний парк» нынешнего памятника природы Акшуатского дендропарка и является знаменитым «Колком». Следы. прошлой деятельности в бывшем питомнике можно увидеть и сейчас: хорошо сохранились участки культур лиственницы сибирской и европейской, ели европейской, белой, Энгельмана, кедра сибирского, сосны веймутовой, горной и желтой, пихты сибирской, туи западной и других пород.

Можно даже наблюдать естественное возобновление ели, пихты, сосны веймутовой.

Опыты и наблюден и над посадками различных древесных пород позволи ли Поливанову сделать принципиальный выбор древесной породы для лесоразведения в пользу сосны обыкновенной, «дерева более ценного и выносливого».

За состоянием парка следят сотрудники Барышского лесхоза и лесничества. Они проводят здесь рубки ухода и посадку хвойного молодняка, сменяющего отжившие свой век старые деревья и осиновую поросль. Лесники постарались органично вписать молодые культуры в ландшафт парка.

Деятельность Владимира Поливанова может и должна служить хорошим примером для современных деловых людей, образцом для подражания в хороших начинаниях. С принятием нового Лесного законодательства, в лесную отрасль теперь могут прийти люди, не имеющие лесного образования и никогда в лесу не работавшие. Пусть же напутственными словами для них станут слова самого Поливанова: «Достигнутые мною результаты двадцатипятилетней лесоводственной практики, несмотря на случайные разочарования, настолько укрепили во мне сознание в глубоком значении этого дела, в доступности его ведения для каждого сельского хозяина, лесовладельца, что я горячо советую каждому из них заняться разведением леса. В этом труде, кроме материальной пользы, они найдут источник эстетического и морального удовлетворения».