Так получилось, что Ульяновская область одна из первых в России начала заниматься лесной генетикой и селекцией. Но главное – наши специалисты не бросили эти работы в 90-е годы и продолжают их сейчас. Поэтому у нас создано чуть ли не самое большое количество плантаций, архивов клонов, испытательных культур. Вегетативная дубовая плантация – практически единственная в России.

Существующая лесосеменная плантация Воронежского НИИЛГИСа была заложена больше для научных исследований, нежели для производственных, – поясняет министр лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области Вячеслав Кублик. – Мы же не только наблюдаем, исследуем, но и получаем семена в количествах, достаточных для возобновления дубрав и сосны обыкновенной. К нам едут за семенами мелкохвойных из Оренбурга, Саратова, Самары, Пензы, республик Мордовии и Чувашии. Федеральное агентство лесного хозяйства планирует создать лесосеменные центры федерального значения. В Ульяновской области, я считаю, есть хорошая база для этого.

Дуб ты мой, черешчатый…

Чем же так интересен и необычен старинный завсегдатай леса? Оказывается, в силу своих особенностей, дуб сам стал заложником исчезновения дубрав на планете. Дубовое дерево имеет свойство возобновляться порослью от пня. Взрослое спелое насаждение спиливают на древесину, необходимую в народном хозяйстве. От этого же материнского корня появляется новое растение, которое, по достижении возраста спелости, еще раз спиливают. Судьба следующих поколений повторяется. Поэтому, можно сказать, что дубравы у нас в области, в основном, порослевого происхождения. Семенных дубрав осталось очень мало.А каждое порослевое поколение, естественно, слабее, чем предыдущее, потому что корневая система осталась та же. С возрастом, отдавая свои силы «детям», она стареет, слабеет. Поэтому качество дубовых насаждений в России заметно снижается, продуктивность падает, площадь дубрав уменьшается.

Есть еще одна проблема в восстановлении дубрав. Кроме поросли, дуб возобновляется желудями. Семеные дубравы – это более продуктивные насаждения, чем порослевые. Но дубовое дерево дает обильный урожай в среднем один раз в 4 – 6 лет. Здесь и кроется опасность: если на год и время обильного урожая выпали весенние заморозки, то урожай семян -желудей – погиб! И мы остались без продолжения «дубового рода».

Но природа не может оставить своих питомцев без помощи. Среди различных видов дуба встречаются фенологические формы, различающиеся по срокам распускания листьев: рано распускающиеся, поздно распускающиеся и промежуточные. Некоторые деревья уже развернули листочки к 29 мая, другие уже цветут, третьи только-только начинают распускаться. Это дает надежду на сохранение вида. Но дуб очень медленно растет. Дождаться, когда семенные дубравы вырастут и дадут урожай, сложно и долго, так как они начинают плодоносить на свободе только в 30 – 40 лет. Если к тому же желуди получены от порослевой дубравы в энном поколении, то они будут низкого качества, так как генофонд уже ослабел. Поэтому возникла необходимость в создании лесосеменных плантаций, чтобы в дальнейшем вести лесовосстановление на базе улучшенных, генетически ценных семян.

Зачем дубу прививка?

Ундоровские лесосеменные объекты Ульяновского лесничества были заложены в 1994 году под руководством доктора сельскохозяйственных наук Воронежского НИИЛГИСа Юрия Ефимова. Работы исполняли и контролировали сотрудники Ульяновского лесничества под руководством кандидата сельскохозяйственных наук того же института, фаната своего дела, Валентины Верченко. Если бы не она, как считают ульяновские лесоводы, возможно, ничего бы не получилось. Валентина Григорьевна ежегодно приезжала в Ундоровское лесничество и работала вместе со всеми весь прививочный сезон. Ведь ученые нашли более быстрый способ заставить дуб плодоносить: прививка.

– Как обычно, на подвой прививается черенок с плюсового дерева (элитного, по своим качествам выделяющегося из остальных деревьев), – рассказывает начальник отдела лесопользования, ведения государственного лесного кадастра Любовь Кублик. – Если прививка выполнена правильно и все требования по технологии и уходу соблюдены, то мы можем рассчитывать на получение урожая желудей уже на третий год. Преимущества такого способа получения семян не , только в сокращении сроков начала плодоношения, но и в том, что мы знаем о наследственных свойствах материнских деревьев. . На объектах лесосеменной базы Ундоровского лесничества представлено 215 плюсовых деревьев, собранных не только в Ульяновской области, но и в других регионах. Это Харьковская и Волгоградская области, республики Мордовия и Чувашия. Специалисты отдела Минприроды наблюдают за растениями за их ростом, урожайностью, стой костью к климатическим особенностям нашей полосы. Каждое такое дерево на плантации или в лесу имеет свой паспорт, номер. Данные о нем записываются в региональный и российский реестры. В лесу при рубке его оставляют, создавая даже «буферную зону», сохраняющую его окружение. Известно, что черенки передают материнские свойства с точностью в сто процентов. Значит, взяв их с плюсовых деревьев и привив на подвой, мы сохраним элитные деревья потомкам в нескольких поколениях.

– У нас в лесничестве заархивировано 215 таких деревьев на площади 7,3 гектара, – говорит Любовь Ильинична. – С них можно нарезать еще черенки, привить в других местах и заложить таким образом еще плантации клонов. Для создания архивов клоны сажаются рядами по 10 штук с одного дерева. Интересно, что экземпляры в ряду вырастут все одинаковые: по высоте, форме кроны, качеству семян и т.д. И на плантации, как на плацу, будут стоять стройными рядами, как солдатики.

Бывает, что после удачной прививки уже на следующий год прирост составит 70 – 80 см, а еще через год – до 1 м 20 см! Для нашей зоны рискованного земледелия, когда случаются майские заморозки, больше подошли бы позднераспускаюшиеся формы. Но лесоводы высадили все упомянутые выше виды. Это необходимо для научного эксперимента, потому что в молодом возрасте деревья могут иметь одни особенности роста, в более старшем – другие. Иногда в десятилетнем возрасте происходит отторжение подвоя. Причина пока до конца не ясна. Но опять-таки, используя биологические особенности дуба, мы можем, не убирая прикорневой поросли, привить на это же посадочное место другой черенок. Такие плантации называют вегетативными. Их преимущество перед семенными – в более быстром росте и начале периода плодоношения. Семенные дубравы не скоро дадут первый урожай. Лесоводство и лесоразведение работают на перспективу.Тем, что специалисты лесного хозяйства занимаются сегодня, следующие поколения смогут воспользоваться только через 80 – 100 лет. В лесу нельзя, как бывает в теплице, получить несколько урожаев в год. В лесном хозяйстве, чтобы посредством наблюдения за испытательными культурами выявить носителя элитных генов, стабильно передающих свои свойства, потребуется минимум 50 лет. За это время человек в течение своей жизни может получить хотя бы одно поколение необходимых экземпляров и заложить испытательные культуры для дальнейших исследований другими учеными.

– Конечно, для поддержания преемственности, сохранения и накопления научного опыта, достижений необходима серьезная государственная программа, – считает министр Вячеслав Кублик.- Мы надеемся, что скоро она будет разработана на высшем уровне.

Такой большой, но такой ранимый

У дуба очень толстая кора. Но считать его «толстокожим» – ошибочно. У него настолько толстый и влажный слой камбия, по которому проходят питательные вещества, что в сильные морозы он трескается, кора расходится, и открывается рана, куда впоследствии попадают микробы, грибы. Инфицированное дерево, конечно, постарается залечить свои раны, место зарастет, но «черное дело» уже сделано. Это еще одна из причин, по которой дубовой древесины много, а качественный пиломатериал получить не удается. Там, где бывает морозобойная трещина, годичное кольцо образовывается гнилое. Доска в этом месте просто развалится.

Гуляя по лесу, по дубраве, мы, наверное, не различаем или почти не замечаем различия между деревьями. Но есть, например, гибридные дубы, выведенные учеными, – дуб Мичурина, Высоцкого. Они с длинными сережками-пыльниками, заостренными листьями, с крупными желудями. Есть не только раскидистые дубы с широкой кроной, но и аккуратные, «кокетливые» пирамидальные сорта. Все они, высаженные сначала в испытательных культурах, затем в лесу, создадут неповторимость лесного рисунка. Но если не услышать их призыва о помощи, можно потерять ценного представителя лесной династии.